Бывший директор Национальной библиотеки Норвегии, сейчас – издатель, член НПО «Народная дипломатия – Норвегия» Кирстен Энгельстад (Kirsten Engelstad) два раза принимала участие в организованных НПО поездках в Крым – 5-12 октября 2017 года и на Ялтинский международный экономический форум – 19-21 апреля 2018 года. Недавно в норвежской газете «Классекампен» (Klassekampen) Кирстен Энгельстад опубликовала статью, посвящённую Крыму. Публикуем её в переводе, передаёт «Крымская газета».
Фиктивное убийство 29 мая журналиста А. Бабченко, критикующего Президента России В. В. Путина, является примером того, как мало мы можем верить участникам пропагандистской войны между Западом и Россией. Сначала власти в Киеве обвинили в убийстве В. В. Путина. На следующий день обнаружилось, что убийство было ненастоящим, а также то, что его организовали власти в Киеве. Журналист является ведущим на телеканале, поддерживающем враждебную по отношению к России организацию – меджлис крымскотатарского народа*. Может, и меджлис* причастен к этому? Власти Крыма утверждают, что НПО Аmnеstу Intеrnаtiоnаl поддерживает ведущуюся им пропагандистскую войну.
Что происходит в Крыму?
92% населения Крыма – или русские (65%), или украинцы (15%), или крымские татары (12%). < … > В 1944 г. Сталин применил коллективное наказание, депортировав большинство крымских татар в Узбекистан. В конце 1980-х гг. они начали возвращаться, на сегодняшний день вернулись около 260 тыс татар. Они осели в областях, которые считали «ничейной землёй», без санитарной инфраструктуры и электричества.
Украина несёт ответственность за то, что условия их проживания не изменились. Вопреки этому, меджлис* был настроен проукраински и враждебно по отношению к России. То же самое касается исламистской организации «Хизб ут-Тахрир».**
После переворота на Украине в 2014 г. большинство русского населения в Крыму увидело для себя возможность освободиться от «брака поневоле» с Украиной, длившегося с 1954 г. Меджлис* усиленно призывал население помешать проведению референдума. Тем не менее крымские татары проголосовали за то, чтобы Крым присоединился к Российской Федерации. Всего около 4% из них сделало выбор в пользу Украины. Результаты голосования подтверждают и два последних опроса общественного мнения, проведённые немецким консалтинговым агентством DFК и американским Gаlluр. На внеочередной встрече на народном собрании в меджлисе* – курултае – сразу после референдума значительное большинство приняло решение о роспуске меджлиса* и выборе пути политической и законной интеграции крымских татар.
В 2014 г. Россия выделила 91 млрд норв. крон (11,7 млрд долл.) на инвестиции в Крым в промежуток времени до 2020 г. Лучше всего это заметно по недавно открывшемуся столичному аэропорту, а также самому длинному в Европе автомобильному и железнодорожному мосту между Крымом и Россией, на котором только что было запущено движение автотранспорта. Особый акцент Россия делает на укреплении культуры крымских татар и их экономическом положении. Утверждены три официальных языка: русский, украинский и крымскотатарский. Они уравнены в правах во всех государственных документах, сфере образования и СМИ. Около 1,3 млрд норв. крон (170 млн долл.) выделены на развитие крымскотатарского языка, также созданы отдельные школы, газеты, радиостанция и телеканал для крымских татар.
Для поддержки суннитского вероисповедания отреставрированы и введены в строй 350 мечетей, находившихся в запустении (по сравнению с пятью до 2014 г.), скоро будет открыта соборная мечеть в столице. Государство организует среди них дешёвые групповые паломнические поездки в Мекку. Масштабная строительная программа должна обеспечить крымских татар жильём с электричеством и санитарной инфраструктурой, крупные средства также будут выделены в качестве компенсации за имущество, которого крымские татары лишились в 1944 г.
В политических органах крымские татары, а также другие меньшинства по закону имеют непропорционально широкое представительство по сравнению с их численностью.
<…> Весной 2014 г. меньшинство меджлиса* перенесло свою штаб-квартиру на Украину. Цель – установить единоличное правление татар в Крыму, как это было 235 лет назад. Применение насилия разрешено для достижения этой цели. По этой причине меджлис* никогда не был зарегистрирован в качестве законной организации в Крыму или на Украине.
Сейчас они тесно сотрудничают с правительством в Киеве для дестабилизации Крыма, чтобы вернуть полуостров Украине. В 2015 г. в сотрудничестве с правительством в Киеве меджлис* создал «мусульманский батальон» на границе с Крымом. В 2014 г. они перекрыли водоснабжение, в 2015 г. – продуктовый экспорт и электроснабжение. Некоторые считают, что население, которое сделало выбор в пользу России, это «заслужило», тем не менее не задумываются, что более 80% поставок воды, продуктов и электричества осуществлялось с Украины. Другие считают, что способ, которым это было сделано – внезапно и без предупреждения – можно назвать террором и нарушением прав человека.
После этих событий Аmnеstу Intеrnаtiоnаl и Норвежский хельсинкский комитет (НХК) неоднократно выражали безусловную поддержку меджлису*. Они осудили решение об отказе во въезде двум лидерам меджлиса* в Крым как «политически мотивированное и нарушающее права человека»: они всего лишь оборвали несколько линий электропередачи! И когда 26 апреля 2016 г. Верховный суд Крыма признал меджлис* экстремистской организацией, Совет Европы, Аmnеstу Intеrnаtiоnаl и НХК были возмущены приговором. Они утверждали, что меджлис* был «законным представителем крымских татар», и потребовали незамедлительной отмены его запрета.
Украинка О. Покальчук из Аmnеstу Intеrnаtiоnаl написала: «Россия сейчас уничтожает одно из немногих оставшихся у меньшинства прав, которое Россия должна защищать, а не преследовать». Аmnеstу Intеrnаtiоnаl и НХК также осудили закрытие «замечательного телеканала меджлиса* АТR – единственного телеканала на крымскотатарском языке». Согласно властям Крыма, новый телеканал на крымскотатарском уже целиком заработал. Год спустя, 18 декабря 2017 г., О. Покальчук вновь написала: «Теперь, когда меджлис* признан экстремистской организацией, лидеры сидят в тюрьме или высланы с Родины, а Крым зачищен для СМИ на крымскотатарском – как далеко данные притеснения имеют возможность ещё зайти?» Украинка О. Шамшур-Флюдал из НХК её поддержала.
В центре внимания Аmnеstу Intеrnаtiоnаl и НХК – 6 человек, арестованных за деятельность, связанную с меджлисом* или организацией «Хизб ут-Тахрир»**. Последняя вербует боевиков для ИГИЛ*** и стремится создать исламский халифат в большинстве стран. Но Аmnеstу Intеrnаtiоnаl и НХК считают, что «Хизб ут-Тахрир»** не является экстремистской группировкой. О. Шамшур-Флюдал из НХК называет её «религиозной т. н. террористической группировкой». О. Покальчук из Аmnеstу Intеrnаtiоnаl пишет: «Она запрещена в России, тем не менее не на Украине, ввиду того, что не является экстремистской». Обе избегают упоминания, что «Хизб ут-Тахрир»** также запрещена в Германии, Норвегии, Китае, Египте, Турции и некоторых арабских странах.
Вызывает беспокойство, что точки зрения Аmnеstу Intеrnаtiоnаl и НХК совпадают с позициями властей на Украине и меджлиса* и не соотносятся с точками зрения властей и большинства населения в Крыму. Чтобы расследовать заявляемые нарушения прав человека в отношении крымских татар, Аmnеstу Intеrnаtiоnаl и НХК должны незамедлительно привлечь независимых экспертов из стран, желательно из Азии или Африки, которые не принимают участия в пропагандистской войне между Западом и Россией.
Кирстен Энгельстад, газета «Классекампен», 2 июня 2018 г.
*Меджлис крымскотатарского народа – экстремистская организация, запрещённая на территории России.
** «Хизб ут-Тахрир» – террористическая организация, запрещённая в России.
***«Исламское государство» (ИГ) – террористическая группировка, запрещённая на территории России.