В течение трёх недель в небольшой комнате в Доме ветеранов, на двери которой укреплена табличка «Севастопольское объединение поисковых организаций «Долг», собирались командиры отрядов для обсуждения вопросов, связанных с предстоящим празднованием 70-й годовщины освобождения Севастополя. Мы побывали на одном из таких собраний и задали вопросы председателю объединения Марине Гавриленко, сообщает издание «Севастопольская газета».
— Есть ли перемены в работе организации в рамках теперь уже российского законодательного поля?
— В связи с событиями присоединения Крыма и Севастополя к России интерес к нашему городу резко возрос, в том числе и со стороны отрядов поисковиков из разных городов России. Именно теперь они получили возможность приезжать сюда и в реальных условиях беспрепятственно работать, соблюдая законодательство.
— В правовом отношении деятельность севастопольского «Долга» теперь полностью легализована?
— К сожалению, пока так не скажешь. Ситуация ещё более усложнилась, так теперь мы ещё только должны интегрироваться в российское законодательство. При том, что в России достаточно хорошо отлажена работа на основе существующих законов по увековечиванию памяти погибших в годы Великой Отечественной войны.
Работа поисковых отрядов там хорошо организована и обеспечена финансово. Но страна слишком велика, и на её территории существуют множество поисковых отрядов и объединений. Так что нам теперь требуется разобраться, с кем мы теперь будем работать и в какую общественную организацию вольемся.
В России принято объединяться, и мы рады тому, что к нашему объединению относятся уважительно на всех уровнях. К слову, в Севастополь уже приезжали представители Российского военно-исторического общества. В его состав мы однозначно будем приняты, и это, как мы надеемся, откроет большие перспективы. Ещё бы — ведь речь идёт о государственной общественной организации при председательстве Президента страны Владимира Путина.
Наш город также посетили недавно представители поискового движения России, обозначившие свою заинтересованность в сотрудничестве с нами. Мы намерены налаживать и такое сотрудничество.
— Состояние некоторой правовой неопределенности не повлияет на проведение ежегодной Вахты Памяти?
— К сожалению, на данный момент у нас отсутствуют разрешительные документы, но в связи с тем, что проведение международной Вахты Памяти внесено в план городских мероприятий, это мероприятие все-таки произойдёт. В городской администрации подготовлено соответствующее распоряжение, и данный документ станет опорным в нашей работе. На сегодняшнем заседании организации мы намерены обсудить последние штрихи по поводу организации приема поисковиков из Республики Татарстан, Москвы и подмосковного Королева.
— Где пройдёт Вахта Памяти этого года?
— Работы будут проводиться в двух местах: в районе села Черноречье, где обнаружено большое количество останков советских воинов (и мы их уже начали поднимать), и в районе 3-го Кордона, где в прошлом году нашими ребятами найдено место падения советского самолета.
По имеющимся предположениям, эта находка связана с событиями освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Надеемся найти двигатель самолета, который, вероятно, оказался достаточно заглублен в землю.
Если нам это получится, и если на двигателе сохранились номера, это станет весьма ценной информацией, которая позволит установить новые имена солдат Великой Отечественной. Уже обнаружены и собраны останки одного бойца, а также офицерская пряжка со звездой. Кроме того, нашими поисковиками найдена колодка медали «За оборону Сталинграда». Это и есть те самые зацепки, какие позволяют надеяться на новые открытия.
Уже найден ряд ценных для нас предметов: шильдики, кусочки бронебойного кабинного стекла, фрагменты оплавленного алюминия. На месте падения самолета предстоит выполнить значительные земляные работы. При этом основная часть севастопольских поисковиков и тех, кто приедут из России (а это, повторюсь, отряды из Татарстана, Москвы, Королева), будут задействованы на работах по подъему останков советских воинов в районе села Черноречье.
— Сколько поисковиков сейчас объединены «Долгом»?
— Мы говорим боевых лопат. Так вот, у нас сейчас 106 боевых лопат, объединенных в 16 отрядов. Разумеется, далеко не все смогут стать участниками Вахты Памяти, так наша организация — общественная, и каждый из поисковиков обременен основной работой. Между тем в выходные дни, думаю, мы все же сумеем собраться полным составом.
При том, что в поисковом лагере будут постоянно находиться и вести работы порядка 20 человек. Старшим в селе Черноречье назначен Илья Галкин, он же будет вести основную документацию. А вообще все наши командиры — люди грамотные, хорошо знакомые с законами картографии, а также порядком производства эксгумации.
— Данный процесс — также в вашей компетенции?
— Теперь да. С недавних пор нам не приходится обращаться к кому-либо, так согласно российскому законодательству поисковики имеют право выполнять такие работы. Напомню, что последние полгода мы в этом смысле сотрудничали с Севастопольским комбинатом «Благоустройство». Теперь это право к нам вернулось. Так что в нашей работе кое-что поменялось кардинально.
— Кто становятся поисковиками и как данные люди попадают в такие отряды, как ваш?
— Знаете, желающих приобщиться к этой работе немало, и сейчас, я уверена, таких людей станет ещё больше. Это связано с тем, что по российскому законодательству к людям с металлодетекторами в руках отношение довольно жесткое, особенно в случаях ведения поиска на археологически значимых объектах. Этим в значительной мере и объясняется наша сегодняшняя популярность.
К нам просятся многие, но в связи с тем, что законы РФ пока на территории Севастополя и Крыма не действуют, мы приостановили приём в свои ряды. И вообще, новичков стараемся принимать с осторожностью и непременно на основе рекомендаций тех, кого мы хорошо знаем. В душу человеку не заглянешь, а чужих брать на такую работу опасно. Впрочем, количественного недостатка в людях мы вовсе не испытываем.
— Произойдёт ли в этом году традиционное для первых майских дней перезахоронение останков советских воинов?
— Уже сегодня к перезахоронению готовы останки 75 бойцов, и я думаю, что эта цифра в скором времени увеличится до ста и, быть может, даже больше. Перезахоронение запланировано на 5 мая на Кладбище Великой Отечественной войны, что в поселке Дергачи. Все будет, как обычно, очень торжественно и на высоком уровне. За проведение мероприятия ответственны сотрудники Нахимовской районной администрации.
Пока не могу сказать о том, кто именно из официальных лиц будет присутствовать на церемонии, но уже нам сообщили о переносе времени проведения мероприятия на 12.00, что само по себе является свидетельством ожидания какой-то важной делегации.