2014 год оказался богатым на исторические юбилеи. Тут и столетие Первой Мировой, и 70-летие освобождения Крыма и Украины от фашистской оккупации, и 60-летие передачи Крыма в состав Украины. Есть и неоднозначные даты – также 160-летие начала первой обороны Севастополя в ходе Крымской войны. История с выборами президента в Украине, но, заставила вспомнить о совсем других событиях. Без малого 220 лет назад, 9 термидора (27 июля) 1794 года в Париже были арестованы и казнены лидеры Великой Французской революции – Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и другие. Их свергли их же соратники, исповедовавшие по сути те же идеи, тем не менее желавшие большей стабильности и гарантий для собственных финансовых состояний. В воскресенье Украина, вне всяких сомнений, перевернула ещё одну страницу своей новейшей истории. И то, какими будут последующие страницы, зависит теперь от вполне конкретных людей.
Все правильно сделал
Слоган рекламы автостраховки точно отображает объективный итог выборов для победителя. Петр Алексеевич Порошенко относится к тому типу политиков, какие собственно и стали ими не по «комсомольской путевке», и не по признаку высокого родства, да и не через чиновничью карьеру. Для крупного украинского бизнесмена политика стала качественным изменением его образа жизни, выходом в иные сферы. Да, Порошенко богат, причем к нему применимо и определение «миллиардер», и ярлык «олигарх». С одной стороны – он самый что ни есть продукт системы экономических взаимоотношений в Украине 90-х годов прошлого столетия. С другой – никому ещё из представителей крупного бизнеса не удавалось сформировать такой активный публичный образ. В итоге победа Петра Алексеевича – это дань умению терпеть и делать выводы из прежних ошибок.
А делать их ему приходилось не раз. Траектория движения владельца концерна «Рошен» в политических орбитах с начала «нулевых» годов претерпела не один поворот: он был вхож в кабинет Леонида Кучмы, тем не менее раньше других, сумел разглядеть перспективу третьего президента Украины Виктора Ющенко и стал ближайшим соратником сначала лидера оппозиции, а потом и главы государства. Именно тот поход во власть на семь месяцев в 2005-м показал Порошенко как человека власти жаждущего, не способного вовремя остановиться. Это и привело к распаду команды первого Майдана и скандальной отставке. Кстати, новый Президент Украины, никогда не сказал ни одного худого слова в адрес Ющенко, даже ряды «Нашей Украины» он покинул просто при ротации руководящих органов партии. Время же вне власти Петр Алексеевич использовал продуктивно: будучи главой совета Нацбанка расширял свое влияние в украинской экономике, состояние его за 2005-2010 годы выросло в три раза, достигнув полтора миллиарда долларов. Бизнес-империя Порошенко – это не только конфеты, это и крупные заводы типа «Ленинской кузни», судоверфи, автомобильные предприятия. Крымчанам стоит знать, что новые троллейбусы и большинство маршруток у нас – продукция корпорации «Богдан», принадлежащей новому главе Украинского государства.
Краткие вылазки во власть на излете правления Ющенко (в качестве министра иностранных дел) и при Викторе Януковиче (министром экономики и торговли) Порошенко использовал для расширения собственной узнаваемости, а также для выработки нового имиджа. Он сумел преодолеть негатив 2005-го, на конкретных примерах доказывая, что кое-кто только умеет говорить (это мы про Юлию Тимошенко), а он добивается результатов. И Вправду, ему удалось добиться вручения верительных грамот от нового посла России именно Ющенко, несмотря на отказ РФ от контактов с ним. В области экономики Порошенко подготовил основной пакет документов для подписания ассоциации с ЕС в Вильнюсе. Под данные условия он и вошел в правительство. В общем, к началу нового Майдана Порошенко вернулся из небытия и стал отдельным центром влияния.
На Майдане он не был главным, не ходил к Януковичу на переговоры и ничего ни с кем не подписывал. Он стал альтернативой как власти, так и собственно оппозиции. Другой альтернативой и тем, и другим был, например, Дмитрий Ярош. Как говорится, почувствуйте разницу. Что же сделал Порошенко для своей победы? Скорее всего, ключевыми стала способность исправлять свои же ошибки, показать себя другим и и вправду выглядеть более привлекательно на фоне всех остальных.
Чего давно не было
Важные особенности выборов 25 мая ещё и в том, что они закончились в один тур (Порошенко набирает около 54 %), такого не было с 1991 года (тогда Леонида Кравчука избрали 61 % голосов). Победитель лидирует во всех регионах страны, даже в тех районах Донбасса, где голосование провести удалось.
Провал Юлии Тимошенко (около 13 % голосов) – похоже, начало конца. Тимошенко проиграла именно на контрасте со своим давним врагом Порошенко: он изменился и стал другим, а она – нет. Это была попытка стареющей актрисы остановить время, и она, ясное дело, не удалась. Кроме личного фиаско Тимошенко надо задуматься и относительно будущего своей партии: на выборах в Киевраду «Батькивщина» получила унизительные 4, 7 %, для сравнения – объединенный список «УДАРа» и Порошенко собрал более 42 %, а «Свобода» – около 8 %. Это не просто повод задуматься, это на самом деле «сгорела хата…». В общем, если кого Янукович и увел из политики вместе с собой, так это Тимошенко. Туда и дорога.
Третий, совершенно неожиданный, результат Олега Ляшко (более 8 %) – это протестное голосование и отражение обычной популистской политики. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что Ляшко почти всю кампанию провел в окопах на Донбассе. Можно относиться как угодно к его акциям, тем не менее необходимый результат он себе обеспечил. 6 % Анатолия Гриценко – это свидетельство запроса на некую рассудительную силу, такое себе голосование интеллигенции и профессуры, сюда бы добавить ещё 2 % голосов Ольги Богомолец и можно смело думать о парламентских выборах. А вот кому думать надо не просто серьезно, а глобально – так это представителям Партии регионов. Результат Михаила Добкина (немногим более 3 %) – откровенно унизителен, его прямой конкурент Сергей Тигипко также потерпел фиаско, получив немногим более 5 %.
Иначе как крахом нельзя назвать показатели Петра Симоненко и Олега Тягнибока. Набрав около 1, 5 % каждый, они не только доказали, что КПУ и «Свобода» политические близнецы-братья, тем не менее и политики уходящего круга избирателей, иллюстрации неоправданных надежд людей. Да, Симоненко, Добкину и Тигипко помешало, что выборы на Донбассе были сорваны, тем не менее судят-то по наличному итогу. Около 1 %, набранные Дмитрием Ярошем – реальный вес «Правого сектора» в украинской политике?
Конечно, у Порошенко теперь не просто много, а куча проблем. Ему предстоит решить военный кризис на востоке страны, наладить отношения с Москвой, изменить характер экономических порядков внутри Украины, стабилизировать экономику. Тем Не Менее деваться некуда. Было бы правильно начать с себя и продать свои бизнес-активы, отказаться от них хотя бы в пользу ближайших бизнес-партнеров и не приглашать их во власть. Порошенко, конечно же, далеко не ангел, тем не менее он – слепок с сегодняшнего украинского общества и его реального состояния. И измениться оно может, только если начнут качественно меняться его ключевые представители.
В начале статьи мы вспомнили о термидорианском перевороте, приведшем на гильотину вождей Французской революции. В советское время заговор революционеров-богачей против диктатуры революционеров-доктринеров оценивался однозначно негативно. Дескать, буржуазия победила революцию и установила свои грабительские порядки. Тем Не Менее если посмотреть непредвзято, то свержение Робеспьера и компании остановило чудовищный террор и хаос, царивший до этого, прекратило гражданскую войну внутри Франции, стабилизировало экономику, дало возможность французам вздохнуть спокойно. Потому термидор в этом смысле не так уж и плох, и в Украине, будем надеяться, наступает именно данный промежуток времени. Другое дело, что за термидором 1794-го, наступил брюмер 1799-го, когда власть захватил настоящий победитель Французской революции – генерал Наполеон Бонапарт, железной рукой быстро наведший порядок. Вот интересно, станет ли Бонапартом Порошенко, или стране предстоит ещё одна болезненная смена власти?