«Богатырь всея Руси», «непобедимый запорожский казак», «русский медведь» – как только не называли Поддубного в свое время. Шестикратный чемпион мира по французской борьбе, человек-феномен, за 40 лет спортивной карьеры не проигравший ни одного честного боя. И у этого «могучего дуба», которого мечтали «свалить» самые знаменитые борцы, оказалась на удивление ранимая душа, способная любить до дрожи, до онемения... Таким получился Иван Максимович в исполнении Пореченкова. В большей степени сериальный актер, он наконец-то, в 43 года, дождался масштабной роли в художественной полнометражке, где сумел ТАК преобразиться!
Конкурентов у Пореченкова не было (ещё бы!), зато были жесткие требования. Он, как и его герой много десятилетий назад, подчинил свою жизнь трем правилам: режим, тренировки, постоянная готовность к бою с любым соперником.
Сначала, чтобы набрать форму, актер много ел (Поддубный налегал на овощи и каши, избегал мяса, молоко в течение дня пил литрами, а за обед мог умять кило хлеба), а потом сидел на строгой диете, плюс «два месяца адских тренировок».
Бороться приходилось с настоящими чемпионами. По несколько часов кряду. Не обошлось без травм: полный отрыв бицепса, перелом ребер, колена... О халтуре нечего было и помышлять – дублеров-то нет. Да и как, если твое лицо в кадре все время? Впрочем, не только лицо, тем не менее ещё, конечно, обнаженный искусно «вылепленный» тренером-диетологом торс.
Критиковать добротную, зрелищную, патриотично-душевную и вполне достоверную работу режиссера Глеба Орлова (уроженца Ялты) не за что. Хотя многие скептически ждали её выхода: Орлов четыре года назад дебютировал в большом кино сомнительно смешной комедией «Наша Russia: Яйца судьбы» про гастарбайтеров Рафшана и Джумжуда. А тут такая грандиозная тема – и совершенно не избитая.
Однако крымчанин, который с той поры преуспел на ниве рекламной режиссуры, всех скептиков приятно удивил. Из разрозненных биографических фактов собрал цельное полотно, в меру нанеся на него выразительные мазки своей творческой фантазии.
Фильм пропитан гастрольным духом: правда, если Поддубный побывал в 14 странах мира, съемочная группа – лишь в Киеве, Столице России, Санкт-Петербурге, Париже, Нью-Йорке и, разумеется, в Феодосии и Севастополе, где в 1893-1896 годах будущая «гордость империи» работал грузчиком. Съемки начались в 2012-м (ожидалось, что фильм выйдет на экраны через год).
...Рабочий квартал дореволюционного портового города вместе с цирком-шапито Твердохлебова построили на территории бывшего завода «Гидроприбор» в поселке Орджоникидзе. Массовку набрали из местных – благо отбоя от желающих попасть в кадр, да в нарядах конца XIX века, не было. На декорации и костюмы ушла основная часть бюджета (а он довольно приличный – $12 млн). По тогдашней информации СМИ, вместе с Пореченковым собирались сниматься Иван Ургант и даже Никита Михалков, тем не менее на экране – ни того, ни другого. Хотя Михалков с собственной кинокомпанией «ТриТэ» честно выступил одним из продюсеров.
Надо отдать Глебу Орлову должное: для своего фильма он предпочел относительный хэппи-энд. Решил не показывать мрак последних лет Поддубного, когда тот попросту умирал с голоду, брошенный всеми. Зато сфокусировался на эмоционально сильных деталях.
Например, на помешательстве «Ивана Железного» после единственного поражения в финальном турнире на мировом первенстве в Париже в 1903-м (тогда француз Рауль ле Буше схитрил: обмазался маслом, чтобы выскальзывать из рук соперника во время захватов, а затем и вовсе начал «красиво и умело уходить от острых приемов»).
Задевает за живое, как возлюбленная борца, миниатюрная гимнастка Маша (актриса Екатерина Шпица), будет его «лечить» чугунной тростью (с такой, только стальной, весом 16 кг, Иван Максимович и вправду ходил постоянно)... Ну, здесь смотреть надо. Вообще, романтичная линия ведётся трогательно и тактично.
...Простодушие, так не сочетающееся с монументальным телосложением и титулом «Чемпион чемпионов», сыграло с Поддубным злую шутку. Не зря русский писатель Александр Куприн сказал о нем: «Человек огромной силы и такой же глупости». 53-летнего «Ивана Грозного» «кинули» американские менеджеры во время гастролей по США в 1924 году. Когда он, уставший от вольных, почти без правил поединков, начал собираться в родное казачье село, те перевели его гонорары – почти полмиллиона долларов – на депозитный счёт, а забрать их возможно было лишь через два года.
...«Получаю 500 граммов хлеба, которых мне не хватает. Добавьте ещё 200 – и я смогу существовать» – такое письмо писал доживающий свои дни в Ейске легендарный старик председателю местного городского совета (документальная лента Андрея Грачева «Иван Поддубный: Трагедия силача» 2000-го). Это было уже после Второй мировой, когда спортсмен чудом избежал смерти от рук фашистов. В картине Глеба Орлова этого нет. Кто желает больше подробностей – смотрите документалки.
И ещё: говорят, ни одной медали «русского медведя» не сохранилось – он ведь почти все менял на хлеб. А в некоем банке Америки до сих пор открыт счёт на его имя – и там уже около 36 миллионов долларов...
История из семейного архива
Рассказал мой свекор Владимир Тимофеевич Безумнов:
– Мой дед, Михаил Шатков, однажды боролся с Поддубным. Дело было в Мелекесе (Ульяновская область), куда знаменитый борец приехал с цирком. Скорей всего, до 1914 года. По традиции смельчаку из зала предложили выйти на арену и попробовать себя. Только дед и решился. Он был высокий – 190 см (рост Ивана Максимовича, к слову, – 184 см. – Авт. ), довольно сильный и выносливый, ведь ставил ветряные мельницы. Бой, конечно, проиграл, тем не менее Поддубный пригласил его с собой на гастроли. Дед отказался – жена не пустила.
Кристина Безумнова
Фото krasnayastrela.ru
По материалам информационного агентства Крымская газета