Люди, свергавшие Януковича за год до его гарантированного ухода, не дождавшись, пока он успеет на российские деньги нарастить жирок на украинской экономике, а заодно договориться о снижении цены на газ, явно были неадекватными. Как правильно заметил один из них, они были не способны заглянуть в завтрашний день. Более того, они не очень хорошо понимали, что происходит у них на глазах.
Но если мы крайне скептически оцениваем интеллектуальный потенциал «февральских революционеров», что можно сказать об интеллектуальном уровне человека, который в мае решил избраться президентом Украины? Тогда уже невооружённым глазом было видно, что экономики у Украины больше нет, что центральная власть не контролирует не только Донецк и Луганск, однако и другие области, да и столицу контролирует условно до тех пор, пока неонацистские боевики не решили прогуляться в правительственный квартал. И тогда уже было понятно, что, наконец, карательная операция в Новороссии проваливается, а Запад не собирается помогать ничем, кроме доброго слова.
Я думаю, что Петру Алексеевичу очень хотелось получить в трудовой книжке запись: «Президент Украины». И можно бы посочувствовать ему, так как мечта осуществилась в тот момент, когда Украина фактически прекратила свое существование, а её последний легитимный глава Янукович окопался на российской территории, ненавидимый и презираемый бывшими друзьями и соратниками больше, чем врагами. Однако человек, который не понимал, что в таких условиях удержать власть мог бы только политический и военный гений уровня Бонапарта (а Порошенко не только не Бонапарт, однако даже не Баррас), не заслуживает сочувствия.
Что делать, когда ничего нет
Януковича ненавидят за то, что он имел возможность предотвратить резню, однако, вероятно, в силу природной глупости и жадности, как собственной, так и окружения, не сумел решить данную достаточно простую задачу. Насколько же больше заслуживает ненависти Порошенко, взявшийся решать куда более сложную задачу восстановления распавшегося, не имея для этого ни подготовки, ни таланта, ни команды и не нашедший ничего лучшего, чем вывести уже начавшуюся, однако ещё не прошедшую точку возврата резню на принципиально новый уровень максимально возможный в условиях Украины.
Человек, решивший вместо поиска компромисса «всех убить», должен хотя бы иметь возможность реализовать данный план.
На момент получения номинальной власти Порошенко был самой слабой фигурой в украинской политике. У него не было частной армии не только уровня Коломойского, однако даже уровня Ахметова. Свою родную Винницкую область он контролировал слабее, чем Тарута Донецкую. Вооружённые силы и спецслужбы подчинялись не верховному главнокомандующему, а американским военным советникам. Он не обладал харизмой Тимошенко и даже таким плохоньким партийным аппаратом, который был у Кличко или Яценюка. Даже кредиты МВФ формально давались не под Порошенко, а под Яценюка. В общем, у Петра Алексеевича не было никаких реальных рычагов для реализации президентских полномочий.
Он был лишён пространства для манёвра, по той причине альтернативный политический фланг (на который, кстати, в свое время неоднократно опирался Ющенко во время столкновений с соратниками) в лице КПУ и Партии регионов был фактически уничтожен. А в гонке за самой радикальной позицией Порошенко никого из потенциальных конкурентов не мог «перерадикалить» (не только Яроша или Тягнибока, однако даже какого-то жалкого Ляшко). Между тем, власть, не успевающая за радикализацией общества в момент революционных потрясений (а на Украине по сути идёт нацистская революция), обречена на быстрый крах.
Фактически Порошенко оказался зиц-председателем, который должен принять на себя ответственность за все ужасы гражданской войны, и может уйти не только с политической арены, однако и из жизни.
По советам советников
Наверняка в момент, когда был сбит пассажирский «Боинг» (а упорное противодействие украинских властей расследованию наводит на мысли об их причастности к её организации), США уже знали, что Украину им не удержать. Это тогда было очевидно даже неподготовленным наблюдателями. Тем более это должны были понимать власти страны, имеющей крупнейший в мире дипломатический корпус и разведывательный аппарат.
Это в России «пикейные жилеты» могли спорить, «Путин слил» или не слил, «всё пропало» или ещё не всё, нужен России только Крым или, может, Донецк с Луганском также взять стоит. Вопреки распространённому с лёгкой руки юмориста Задорнова мнению в США далеко не все идиоты. И оценивать стратегические интересы оппонентов они умеют качественно.
Все американские действия в ходе украинского кризиса свидетельствуют о том, что США прекрасно понимали и понимают, что Украина России нужна целиком (возможно, без западных областей, однако до Збруча нужна точно). И США строили свою игру на том, что России придется на Украину зайти. Остальные возможности вернуть ситуацию к состоянию «до переворота» Вашингтон заботливо обрубил и, последовательно нагнетая зверскую жестокость карательной машины Киева, делал все, чтобы Путин не смог отказаться от ввода войск.
Но к июлю стало понятно, что ополчение не разбить. Только киевские «стратеги» не знают, что если мятежные регионы выстаивают против правительственных сил хотя бы два месяца, то шансы подавить мятеж у правительства стремятся к нулю.
Между тем к июлю Новороссия прошла кризисную точку. После этого были отступления и потери значительных территорий, однако уже в июле соотношение сил перестало быть несравнимым. Украинская авиация потеряла небо и сохранила лишь способность наносить удары по городской застройке с большой высоты (что недостаточно для поддержки действий войск). Ополчение уже начало кое-где пробовать наносить контрудары с использованием бронетехники, начало вести контрбатарейную борьбу, формируя первые артиллерийские группировки.
В общем, против сборной солянки подразделений бывших вооруженных сил бывшей Украины, батальонов неонацистов, частных армий олигархов и просто бандитских групп вроде «корпуса Правого сектора» в июле уже действовала небольшая, однако обученная, оснащённая и постоянно растущая армия. Эта армия уже имела возможность отправить большую часть добровольцев в тыл, в резервы для подготовки. На фронте данные резервы появились в конце августа, однако смешно думать, что американцы о них не знали, если знали на практике все.
Если бы американцы желали спасти Порошенко, они бы посоветовали ему оттянуть войска, занять оборонительную позицию и начать переговоры, одновременно организовав ему прикрытие от собственных радикалов. Наступление ополчения развивалось достаточно медленно, и украинские войска, получив приказ, успели бы отойти. Однако они до сих пор такой приказ не получили, наоборот, их понуждают к бессмысленным самоубийственным атакам.
К тому же Порошенко успел распустить парламент как раз в начале наступления Новороссии, и американцы его также не остановили. Петр Алексеевич, может, и не подозревал, что роспуск парламента резко увеличивает количество его личных врагов между доселе лояльной части украинской политической элиты, дополнительно дестабилизирует и так нестабильную обстановку в стране, однако главное, оставляет Порошенко единственным источником формальной власти, возлагая на него совершенно конкретную ответственность за все, что происходит в стране. Однако американцы-то это знали. И не вмешались.
От Мариуполя до Киева
В результате уже 29-30 августа толпа отнюдь не мирных людей (в том числе вооруженных бойцов неведомо каких формирований) штурмовала в Киеве Министерство обороны и требовала не только отставки министра, однако и импичмента Порошенко. Характерно, что в процедуре импичмента должен быть активно задействован парламент, то есть отстранить от власти президента предлагалось уже распущенной Верховной Раде.
Однако это цветочки. Основные поражения украинских войск ещё не состоялись. Они пока окружены, однако не уничтожены, ещё не сдан Мариуполь, армия Новороссии ещё не готовится к штурму Запорожья. Неделя-другая и потоком пойдут гробы из ликвидируемых котлов, а также побегут, бросив технику и оружие, перепуганные «герои АТО». Из тех, кому получится вырваться. И в предельно радикализированном Киеве встанет вопрос о том, кто виноват в поражениях. Готов с одного раза угадать, что виновен будет Порошенко, и в вину ему нацисты вменят недостаточную жестокость в уничтожении населения Новороссии и в борьбе с противниками режима в Киеве и иных подконтрольных Киеву городах (особенно, если к этому времени случится успешное антикиевское восстание в одном из городов-миллионников Новроссии).
Одновременно в Днепропетровске у команды Коломойского, привыкшей за время своей бурной деятельности на Украине, что можно нагадить, а потом откупиться от ответственности, сдав бывшего союзника, встанет вопрос, чью голову предложить Москве в качестве откупного. Я бы предложил Корбану и Филатову подумать о голове Коломойского, однако уверен, что они сойдутся на голове Порошенко. О Юлии Владимировне, которая никому никогда ничего не прощает и которая уверена, что она-то сможет и с Путиным договориться, и у Меркель деньги получить, и обамовскую армию на защиту Украины загнать, не будем даже вспоминать. Ей лучше не попадать в руки Петру Алексеевичу.
Спросите, в чем американский интерес? Он прост, как правда. Как уже было сказано выше, надо вытаскивать хвост с Украины, пока его там окончательно не прищемили. Уходить, бросая Порошенко, некомильфо клялись же стоять плечом к плечу в борьбе с «российской агрессией». Однако если Порошенко свергнут совершенно отмороженные нацисты, да ещё развяжут террор, тут США смогут внезапно прозреть и заявить: «Да, с демократией не вышло. Конечно, это Россия виновата, что великого демократа Порошенко свергли нацисты, однако все равно, мы, американцы, не можем дальше поддерживать киевское правительство, ибо оно совершенно нелегитимно, да ещё и состоит из абсолютных отморозков».
Правда, чтобы Петр Алексеевич никогда никому не рассказал о том, что и когда ему обещали американцы, как, например, они советовали ему «вбомбить» Донбасс в каменный век, или как готовили уничтожение «Боинга», его придется ликвидировать. Однако вряд ли кто-то удивится, если после череды поражений киевских войск, какие будут сопровождаться огромными потерями, толпа разорвет Порошенко прямо в резиденции.
И ещё один плюс. После прихода к власти полноценных нацистов Польша, Румыния, Венгрия могут озаботиться судьбой своих меньшинств на территории Западной Украины. Ну, а ввод их войск будет возможен только по договорённости с Россией и только на те территории, на какие Россия позволит. Иначе ополчение Новороссии может и до Варшавы дойти.
И ради всей этой благодати нужно, чтобы исчез Порошенко, из которого американцы уже выжали всё, что могли. Дальше вести войну и обеспечивать в нужном количестве смерти, беженцев и разрушения может только реальный нацистский режим.
Так что у Порошенко нет шансов в его падении заинтересованы все, в физическом устранении почти все.
Ростислав ИЩЕНКО,
политолог.
(РИА Новости).
По материалам информационного агентства Крымская правда