Ведущие политические силы Таджикистана готовятся к парламентским выборам. Несмотря на то, что официальный старт агитационной кампании ещё не дан, партии уже борются за голоса избирателей. В ход идут и обещания, и громкие пиар-акции, и обвинения в адрес оппонентов.
Все последние годы выборы в стране были лишены интриги: правящая Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ) неизменно занимала большинство мест в нижней палате парламента — Палате представителей. Этому способствовали как широко используемый административный ресурс и почти монопольное присутствие НДПТ в основных местных СМИ, так и явные фальсификации, на какие неоднократно указывали представители оппозиции. Состоявшиеся в 2010 году выборы принесли партии власти более 70% голосов и 44 мандата из 63. Оппозиции — Партии исламского возрождения (ПИВТ) и Коммунистической партии (КПТ) — досталось в парламенте лишь по два места. Ещё четыре депутата провели Партия экономических реформ и Аграрная партия Таджикистана. Успех этих малоизвестных сил наблюдатели считают искусственным: в главном законодательном органе они исполняют роль статистов, поддерживающих НДПТ.
Станут ли предстоящие выборы, намеченные на февраль 2015-го, более справедливыми, неизвестно. Но можно с уверенностью сказать, что власть приложит максимум усилий для сохранения контроля над Палатой представителей. Это доказывает судьба поправок в закон о выборах, обсуждавшихся депутатами в начале нынешнего года. Предложения оппозиции о снижении до минимума избирательного залога для кандидатов, а также о включении в состав участковых избирательных комиссий представителей политических партий члены фракции НДПТ не поддержали. Провластные депутаты согласились лишь на внесение в бюллетени графы «против всех» и на сокращение избирательного залога с 8 тыс. сомони (58 тыс. рублей) до 4 тыс. (29 тыс. рублей). По мнению руководителя Компартии Таджикистана Шоди Шабдолова, поправки не могут обеспечить проведения прозрачных и справедливых выборов. Политик считает, что существующий избирательный залог может позволить себе только партия бизнесменов. «Если учитель или другой бюджетник желает участвовать в выборах, он должен вложить в это свою годовую зарплату», — заявил Шабдолов.
Тем не менее за полгода до выборов ведущие политические силы активизировали свою деятельность. В НДПТ пообещали в ближайшее время представить предвыборную программу, а также новых лиц, с которыми партия пойдёт на выборы. А пока она проводит громкие пиар-акции, рассчитанные на привлечение голосов избирателей. Так, в Согдийской области местный комитет НДПТ провёл акцию «Дорога в школу», в рамках которой была оказана материальная помощь детям из малообеспеченных семей. Партия исламского возрождения Таджикистана решила уделить первоочередное внимание подготовке пропагандистов. В Душанбе открылись учебные курсы для активистов организации. Увеличение правовой грамотности считают вопросом первостепенной важности и в Компартии. Ссылаясь на печальный опыт прошлых выборов, коммунисты решили обучить активистов законодательству о выборах и инструкциям избирательных комиссий. По мнению руководства КПТ, это поможет противостоять неизбежным нарушениям.
Надеяться, что выборы пройдут спокойно и без скандалов, не приходится. Об этом говорит наблюдающийся уже сейчас вал взаимных разоблачений. Провластные СМИ обвиняют Партию исламского возрождения в подготовке переворота и установления исламистского режима. В этом ПИВТ помогут влиятельные спонсоры. Именно их поддержка, если верить журналистам, позволила лидеру оппозиционной партии Мухиддину Кабири совершить в прошлом году 34 зарубежные поездки, преимущественно в исламские страны — Катар, Саудовскую Аравию, Турцию и т.д. Там, по утверждению СМИ, политик встречался с главами религиозных центров и влиятельными лицами, заинтересованными в смене власти в Таджикистане.
Пиар пиаром, а влияние внешнего фактора на исход выборов в республике отрицать нельзя. Показательным в этом отношении стало назначение экстремистской группировкой «Исламское государство» уроженца Таджикистана эмиром сирийской провинции Ар-Ракка. Сирия, где воюют сотни таджиков, а также Афганистан и Пакистан, где граждане республики проходят обучение в лагерях террористов, могут стать базами для дестабилизации ситуации внутри страны.
Таким образом, выборы в Таджикистане могут принести много неожиданностей. Об этом свидетельствует и возвращение на политическую арену давно, казалось бы, ушедших на покой политиков. Между них — бывший руководитель вооружённой оппозиции Ходжи Акбар Тураджонзода. После национального примирения 1997 года он несколько лет занимал должность первого вице-премьера, но затем отошёл от политики, оставаясь одним из наиболее популярных фигур между сторонников оппозиции. Ряд изданий заявили о возвращении Тураджонзоды в политику, что может изменить предвыборный расклад и поставить под сомнение предсказуемость результатов голосования, за которую ратует власть.