Снежным комом, катящимся с горы, нарастают проблемы на огромной территории, именуемой Украиной.
Продолжает снижаться курс гривны вопреки всем попыткам украинского Нацбанка как-то ограничить падение. На этом фоне растут цены на основные продукты питания. Дороже всего они в сравнительно благополучных областях — Кировоградской, Львовской, Тернопольской и Полтавской.
Дерево на дрова для граждан за последний месяц подорожало на 20%, а с начала года — почти в 2—2,6 раза, сообщил президент Всеукраинской ассоциации деревообрабатывающих предприятий Дмитрий Артемчук.
Даже британцев пугают кошмарами об украинской зиме. Как пишет британская газета «Индепендент», Украину ждёт зима без угля и газа. В связи с продолжающимся конфликтом на юго-востоке страны почти половина угольных шахт оказалась закрыта, сообщает издание. На фоне приостановки поставок российского газа и отсутствия альтернативных источников энергии для крупных украинских городов, считает издание, предстоящая зима может стать «самой мрачной».
Принятый Верховной Радой закон об особом порядке самоуправления и амнистии в Донбассе вызвал целую бурю противоречивых эмоций. Более всего «сознательных» патриотов возмутило в законе освобождение от уголовной ответственности за совершение преступлений в промежуток времени с 22 февраля. Столь же праведный гнев вызвали введение особого порядка самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей сроком на три года, а также предусмотренное проведение внеочередных местных выборов в этих регионах 7 декабря нынешнего года. Причём полномочия местных властей будут куда шире, чем на всей остальной Украине. Они получат право участвовать в назначении прокуроров и судей. А главное, смогут создавать свою добровольческую «народную милицию» из числа местных жителей. Фактически это означает, что в неё смогут вступить ополченцы — люди, какие участвовали в боевых действиях против украинской армии.
Правительство обязано отдельно финансировать данные регионы, причём сумма не может быть изменена в сторону уменьшения при пересмотре украинского госбюджета.
НА МАЙДАНАХ и в соцсетях сразу поднялась волна возмущения. Закон называют «полной капитуляцией». «Мы амнистируем боевиков, легализуем их в виде народной милиции и ещё продолжаем финансировать Донбасс. Это уж слишком» — такими заявлениями пестрят ленты комментариев.
«Правый сектор» уже объявил о мобилизации своих сторонников и потребовал от президента не подписывать никаких законов «о капитуляции». И призывает «не прекращать освободительной борьбы» (?).
Не вызвал особого энтузиазма новый закон и на территории Новороссии. «Это закон для Украины. Для Донецкой народной республики законы создаёт наш собственный парламент, — заявил первый вице-премьер ДНР Андрей Пургин. — Возможно, это будет точка соприкосновения для будущих переговоров, но не более того».
Закон о статусе Донбасса в ДНР и ЛНР расценивают как законодательный акт сопредельного государства. Максимум, на который готовы народные республики, — принять его во внимание. Ополченцы готовы говорить о нём с киевскими властями, но только относительно части, касающейся экономических и социальных связей. Совместное с правительством Порошенко решение политических вопросов в ДНР считают недопустимым.
«Политические построения исключены и в федеративном виде, и в каком угодно другом. Слишком много было пролито крови... Но в этой борьбе мы отстояли свою свободу», — замечает Пургин. Обнародованное президентом предложение закрепить границы новых образований по существующим сегодня линиям позиций ополченцев и вооружённых сил Украины, сохраняя далее статус-кво, Пургин назвал «временным и зыбким». ДНР и ЛНР согласятся на это только в том случае, если их границы будут совпадать с границами Донецкой и Луганской областей соответственно.
Правда, и на юго-востоке обозначились признаки разногласий. Если в ДНР законопроект об особом статусе «некоторых районов Донецкой и Луганской областей» воспринят крайне негативно, то премьер ЛНР Игорь Плотницкий в целом согласен с предлагаемыми условиями капитуляции, он положительно оценил законопроект Порошенко.
Тут же появилось заявление командира бригады «Призрак» Алексея Мозгового: «Зашевелились и ускорились наши господа в решении вопроса о создании резервации для инакомыслящих (по другому территорию с «особым статусом» назвать нельзя). Заявление господина Плотницкого о согласии ЛНР с законопроектом Порошенко — не что иное, как белый флаг. Вот только забывают господа «руководители республик» о том, что прошли те времена, когда такие решения можно было принимать, не выходя из кабинета, не учитывая волю народа».
КАК ПОДЧЕРКНУЛ Мозговой, он далёк от попытки внести раскол. «Наоборот, хочу консолидировать общество вокруг идеи и цели, поставленной самим народом. А такого рода соглашения не идут на пользу нашей борьбе против фашизма и выкормившего его олигархата. Таким образом создаются все условия и возможности для тихого и смиренного уничтожения Новороссии. А ведь для нас сейчас Новороссия — не просто территория с таким названием, это прежде всего шанс создания и вправду народной власти с развитием социальной экономики региона», — уточнил командир одной из самых боеспособных и эффективных бригад.
Не вполне согласен Мозговой и с положениями нового документа, призванного ознаменовать начало создания Объединённой Армии Новороссии. Документ подписали: командующий ополчением Горловки генерал-майор ДНР Игорь Безлер, командир бригады «Восток» Александр Ходаковский, командир добровольческого батальона «Варяг» Александр Матюшин, командир Шахтёрской дивизии Константин Кузьмин.
По мнению Мозгового, создание единого военного управления невозможно без решения военного совета, который так и не был созван. Многие командиры опасаются стать изгоями, лишиться элементарного обеспечения. Им, чтобы получать то необходимое, без чего просто нельзя существовать на фронте, приходится полагаться лишь на собственные силы и связи.
Свои предостережения против принятия скоропалительных решений высказал и председатель парламента Новороссии Олег Царёв: «Такого рода вопросы должны решаться только после согласования с руководством входящих в конфедерацию республик и на основе консенсуса. Мы в Новороссии не должны принимать те или иные решения вопреки мнению своих соратников и коллег. Кроме того, подобные вопросы должны решаться с учётом мнения профессионалов и полномочий».
Царёв предложил обсудить всё это на площадке парламента Новороссии. «Подписавшие протокол командиры — уважаемые и заслуженные люди, — отметил он. — Но такого уровня вопросы должны решаться с участием ВСЕХ командиров и в рамках Конституции и тех законов Новороссии, какие уже приняты. И самое главное, такие вопросы не должны решаться в обход парламента Новороссии».
ИМЕЛИ место в Киеве инциденты, свидетельствующие о том, что толпа, воспитанная Майданом, не собирается особенно церемониться со своими кумирами. У здания Верховной Рады произошли столкновения между милицией и активистами «Правого сектора», пытавшимися ворваться в здание парламента. К Раде принесли автомобильные шины, из которых начали строить баррикады.
Поводом взять штурмом украинский парламент стало принятие законопроекта о люстрации. Несколько сотен протестовавших под флагами «правосеков» и политической партии «Воля» с криками «Люстрация!» прорывались сквозь ряды правоохранителей, несколькими шеренгами перекрывших центральный вход в здание парламента. Другие активисты, с Автомайдана, подожгли покрышки. Против митинговавших был применён слезоточивый газ.
После того как спикер парламента Александр Турчинов распорядился закрыть двери здания Рады и никого из депутатов не выпускать, пока не будет проголосован закон о люстрации, злополучный закон был принят.
Субъектами люстрации, согласно закону, станут государственные служащие, начиная от рядовых работников государственных ведомств и учреждений и заканчивая президентом Украины, а также народные депутаты, должностные лица вооружённых сил Украины, судьи, прокуроры, лица рядового и начальствующего составов МВД и члены ЦИК. Если закон будет применяться с тем же энтузиазмом, что и при его принятии, на Украине станет слишком весело.
Пример уже есть: возмущённая толпа поймала и бросила в мусорный бак народного депутата Журавского. Люди не давали ему вылезти из бака и обвиняли в том, что «из-за таких, как он, погибают их братья и друзья». Депутат не так переживал за свою целостность, как за содержимое своего дипломата, за который держался, как за спасительную соломинку.
Боюсь, не найдётся на Украине столько мусорных ящиков или такой свалки, куда можно скинуть прогнившую власть. Ведь от перемены лиц в разных эшелонах власти в Киеве ничего не меняется. Коррупция новых, послефевральских, начальников уже превзошла бы уровень прежних. Сдерживает лишь отсутствие былых ресурсов. Ведь база для мздоимства стремительно сокращается…