| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Война на Украине, обострение отношений с Западом, экономические меры против России и наше ответное эмбарго на поставку продовольствия вновь поставили в повестку дня тему продовольственной безопасности страны, о которой все время говорили коммунисты.
Эмбарго и его последствия
Продовольственный рынок России в среднем на 40% зависим от импорта. Данные показатели, конечно, различаются по регионам и товарным группам. Так Москва и Санкт-Петербург на 70% обеспечивается продуктами питания заграничного производства, Калининградская область на все 80%. По продовольственному балансу страны в 2013 году в Россию завозилось 42% потребляемой говядины, 28% свинины, 12% мяса птицы, 34% рыбы и рыбопродуктов, 23% молочной продукции, в том числе 49% сыров, 15% овощей и 70% фруктов и ягоды.
Согласно официальной Доктрине продовольственной безопасности России по различным товарным группам страна должна обеспечивать себя продовольствием собственного производства от 95% до 75%. Продовольственная независимость страны считается обеспеченной, если 80% потребления продуктов питания создаётся на её территории. У нас же ежегодно импортируется продовольствие на 45 млрд. долларов. В результате введения эмбарго согласно указу президента от 6 августа и последующего постановления правительства под запрет попадает поставки продовольствия на сумму 9 млрд. долларов, или 20% от импортируемых продуктов питания. Под запрет попали 3% потребляемой населением России говядины, 20% свинины, 8% птичьего мяса, 17% рыбы, 18% молока и молочной продукции (включая 29% сыров), 5% овощей и 17% фруктов.
По оценкам экспертов, при отсутствии импортозамещения и приобретения данной продукции в других странах, продовольственное эмбарго приведет к дефициту по отдельным товарным группам, росту цен и снижению потребления продовольствия малообеспеченными группами населения. Уже сегодня, без всякого эмбарго, цены на продовольственном рынке Новосибирской области с начала года, по данным статистки выросли на 7,9%, а объём потребления продуктов питания в России ниже в 1,5 раза, чем был в 1990 году. В среднем на душу населения мы потребляли в 2013 году меньше по сравнению с 1990 годом мяса – на 14%, молочных продуктов — на 37%, яиц — на 12%, рыбы — на 14%, сахара — на 18%. Все это на фоне переполненных прилавков и широкого ассортимента импортного продовольствия.
В экономической теории известен так называемый «парадокс Гриффена» - исключение из закона спроса, когда при общем повышении цен объём потребления, как правило, снижается, растет спрос на картофель и хлеб, которым население замещает потребление других, ставших недоступными, продуктов питания. Потребление среднего россиянина уже сегодня ниже существующих физиологических норм питания. По мясу мы потребляем 61% от физиологической нормы, по молочным продуктам — 88%, рыбе — 56%, овощам — 76%.
Согласно общероссийскому опросу ФОМ, проведенному 27 августа, 79% граждан одобряют введение продовольственного эмбарго и только 10% выступают против. При этом интересны мотивы одобрения данного решения:
31% считает, что данное решение окажет поддержку отечественному сельхозпроизводству, 20% заявляют, что наши продовольственные товары лучше импортных, 14% - считают, что у нас достаточно своего продовольствия, и ещё 11% - что это наш ответ на западные меры. При этом 60% опрошенных уверены, что цены на продовольствие вырастут, 50% убеждены, что это позитивно отразится на нашей экономике, 69% говорят, что это не отразится на их повседневной жизни.
Разгром агропрома
За годы «реформ» агропромышленный комплекс страны подвергся страшному разрушению. Из работавших в РСФСР в 1990 году 48 тыс. колхозов и совхозов осталось 21 тыс. хозяйств, каждое второе из которых убыточно. Идёт разрушение основных средств сельхозпроизводства. Посевные площади сократились на 41 млн. гектар, разрушается их плодородие — внесение минеральных удобрений составляет 20% от уровня 1990 года, минеральных – 13,5%. 40% почв подвергается водной и ветровой эрозии. Из-за засухи или проливных дождей Новосибирская область третий год теряет почти половину урожая. В 1990 году в РСФСР орошалось 19,2 млн. гектар посевных площадей, сейчас — только 4,5 млн. гектар. Для сравнения в Китае орошается 60 млн. гектар пашни, в США — 25 млн. гектар.
Сельские территории в России стали зоной бедствия. С карты России за двадцать лет исчезло 30 тыс. деревень, в Новосибирской области — 75 населённых пунктов. Сельское население области с 1990 года сократилось на 100 тыс. человек, или на 15%. Это только по данным официальной статистики, реально до трети поселкового населения живет или ездит на заработки в город. Это не удивительно, что заработная плата на селе в два раза ниже, чем средняя по экономике. Разрушается сам уклад сельской жизни. В сельских районах области закрыто 524 школы, закрываются фельдшерско-акушерские пункты, отделения связи, другие социальные объекты.
Следствием данных разрушительных процессов стало значительное сокращение объемов сельхозпроизводства. Валовое производство сельхозпродукции сократилось в стране вдвое. Производство зерна уменьшилось в 1,6 раза, мяса в 1,74 раза, яиц в 1,2 раза. Поголовье крупного рогатого скота упало в 2,3 раза, птицы — в 1,5 раза, свиней — в 2 раза, овец и коз — в 2,5 раза, рыбы — в 2 раза. Аквакультура, то есть искусственное выращивание рыбы и морепродуктов, в России составляет сейчас 120 тыс. тонн в год. Для сравнения маленькая Норвегия выращивает и продает (в основном в Россию) 600 тыс. тон аквакультуры, а Китай — 32 млн. тонн.
Новосибирская область в годы Советской власти была развитым аграрным регионом, на ней разрушительные процессы сказались ещё болезненнее. Доля сельхозпроизводства в валовом региональном продукте сократилась с 20% до 7%, или 2,5 раза. Сельхозугодья уменьшились на 8,5%, пашня на 8%. Внесение минеральных удобрений упало в 8 раз, органических — в 6 раз. Парк сельхозтехники составляет сегодня треть от уровня 1990 года.
Посевные площади уменьшились в 1,4 раза, поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах области сократилось в 3 раза, соответственно в 3 раза упало производство говядины.
Шанс на возрождение
Сегодня агропромышленный комплекс страны получил уникальный шанс на возрождение. Для этого нужно обеспечить государственную поддержку сельскому хозяйству. Сегодня она составляет 1% от расходной части федерального бюджета, тогда как в США-24%, в Белоруссии, во многом обеспечивающей своей сельхозпродукцией Россию — 21%. В первую очередь нужно восстанавливать животноводство, как базовую отрасль сельхозпроизводства, наращивать поголовье скота. Государство должно позаботиться о ликвидации диспаритета цен и закредитованности хозяйств, регулирования торговых надбавок в интересах производителей, обновлении основных фондов, возрождении отечественного сельхозмашиностроения и потребкооперации. Нужно вкладывать деньги в сельскую социальную инфраструктуру, создавать агрогородки по примеру той же Белоруссии. Все то, о чем неоднократно говорила КПРФ.
От того, сумеет ли это осознать и сделать нынешнее руководство России зависит не только будущее поселкового хозяйства, но и будущее страны. По материалам сайта КПРФ |