В Узбекистане идёт акция по выборам депутатов нижней палаты парламента. Назначенное на 21 декабря голосование, обещают власти, будет как никогда честным и прозрачным. Есть, но, все основания считать, что выборы в новый раз окажутся формальной процедурой, а их итог уже предрешён.
О начале предвыборной кампании в Узбекистане 15 сентября официально объявил председатель Центральной избирательной комиссии Мирза-Улугбек Абдусаломов. На брифинге он представил журналистам календарный план предстоящих мероприятий и заявил, что все они будут проходить в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. В него накануне выборов внесён ряд новшеств. Так, кодекс республики об административной ответственности дополнен специальной главой, предусматривающей наказания за правонарушения в ходе организации и проведения выборов.
Должностные лица, препятствующие деятельности Центризбиркома и нижестоящих избирательных комиссий, будут нести ответственность в виде штрафа размером от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы (МРЗП). Для справки: в настоящее время данный показатель составляет около 108 тысяч сумов (1650 рублей).
Помимо этого, в кодекс включены такие пункты, как нарушение прав кандидата, его доверенных лиц и наблюдателей, неисполнение решений избирательных органов, неправомерный отказ в рассмотрении их обращений и т.д. На первый взгляд, поправки носят демократический характер и служат защите прав участников избирательного процесса от произвола должностных лиц. На деле у этих мер чисто формальный, показной характер. Так, максимальные штрафы не превышают 20 МРЗП (2,1 миллиона сумов, или 33 тысячи рублей), что для провинившегося чиновника точно не станет трагедией. Зато многие дополнения в кодекс об административной ответственности могут быть направлены против неугодных кандидатов и средств массовой информации. Штрафы различных размеров предусмотрены за нарушения порядка агитации и обнародования результатов опросов общественного мнения, распространение ложных сведений о кандидатах и партиях и т.д. Данные меры можно рассматривать в связке с недавно принятыми дополнениями в закон «Об информатизации», приравнявшими интернет-дневники (блоги) к СМИ и ставящими их в жёсткие рамки.
Между тем рассчитывать на то, что начавшаяся предвыборная акция станет соревнованием различных программ и взглядов на будущее развитие Узбекистана, не приходится. К выборам в республике допускаются исключительно лояльные действующей власти политические силы, не решающиеся даже на ограниченную критику существующих порядков. Оппозиционные партии не только остаются за бортом парламента — их деятельность в стране и вовсе запрещена. Такая участь, например, постигла Коммунистическую партию Узбекистана, вынужденную работать в подпольных условиях.
И всё же предстоящий Единый день голосования (21 декабря, помимо депутатов парламента, жители республики будут выбирать членов областных, районных и городских Советов) представляет определённый интерес. Вплоть до недавнего времени нижняя палата парламента исполняла, без преувеличения, декоративную функцию, послушно одобряя вносимые президентом и правительством законопроекты. Минувшей весной в Конституцию были внесены поправки, частично расширяющие полномочия депутатского корпуса. Так, вносимая президентом кандидатура премьера должна пройти предварительное согласование со всеми фракциями, правительство обязано выступать с ежегодными отчётами перед народными избранниками, а законодатели получают право осуществлять парламентский контроль над другими ветвями власти.
Новый законодательный корпус с более широкими полномочиями может сыграть определённую роль в важнейшем политическом событии ближайших лет — возможной смене власти в Узбекистане. Целый ряд признаков (например, уголовное дело в отношении старшей дочери президента Гульнары) указывает на начавшуюся борьбу за наследие Ислама Каримова, которому в этом году исполнилось 76 лет. А что парламент формируется не столько по партийному, сколько по клановому принципу, его новый состав станет отражением соперничества внутри узбекских элит.