| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В сентябре в Львове была создана некая «Украинская галицкая партия». Она, как уверяют её вдохновители, будет отстаивать политические и экономические интересы жителей трёх галицких областей – Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. В партию вошли, главным образом, доморощенные интеллектуалы, в том числе из числа близкого окружения мэра Львова. В стране заговорили о теперь уже галицийском сепаратизме.
Возникновение такой партии закономерно. Западная Украина с момента распада СССР привыкла ощущать себя особой привилегированной территорией. Деньги, заработанные в восточных регионах, шли на благоустройство западных.
Во время командировки в Донбасс мне довелось пообщаться с ополченцем Александром Хусточкиным, имевшим много знакомых на Западной Украине. По его словам, многие «западенцы» до февральского переворота в Киеве могли спокойно жить, не работая. Они без труда «покупали» разного рода «инвалидности» и жили на пособия. В то время как донецкие шахтёры, на самом деле «заработавшие» инвалидность на вредном и опасном производстве, пособий получить не могли.
Теперь же в условиях надвигающегося на Украину экономического коллапса жители западных областей рискуют лишиться, и уже отчасти лишились своего привилегированного положения. Не удивительно, что всё чаще жители этих регионов задаются вопросом: а не проще ли сказать «до свидания» стране, которая не желает их кормить по-прежнему только за то, что они «настоящие украинцы». Насколько серьёзное явление галицийский сепаратизм?
- В Западных областях имеет место некий квазисепаратизм, - считает эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. – То есть официально там пока никто не заявляет о желании отделиться от Украины. Однако областные центры уже не раз демонстрировали Киеву свою самостоятельность и нежелание считаться с некоторыми решениями центра. В первую очередь – в кадровой политике. Были случаи, когда присланных из Киева чиновников отправляли обратно. И сейчас в Киеве вынуждены каждый раз обсуждать с местными властями своих назначенцев.
Война в Донбассе также порождает некоторые сепаратистские настроения. Сначала на Западе Украины был, так сказать, патриотический психоз, что надо задавить «сепаратистов» Юго-Востока страны. Однако потом оказалось, что лёгкой победы не получается. В западные регионы пошли сотни и тысячи гробов, а добровольцы из разбитых украинских батальонов заговорили о предательстве в Киеве. Дескать, войной управляли «не настоящие украинцы». Отсюда один шаг до вывода: если нас предают, зачем нам жить в такой стране и с таким руководством.
Кроме того, нельзя не учитывать влияние государств так называемой Вышеградской группы: Венгрии, Словакии, Польши. Я предполагаю, что между этими государствами существует негласная согласованность в отношении западных земель Украины. Каждая из стран, «на всякий случай», уже знает, какой кусочек «незалежной» войдёт в зону её прямого влияния или даже станет её частью. Они исподволь влияют на общественное мнение западных украинских регионов. Всё это усиливает сепаратистские тенденции здесь.
«СП»: - Экономические проблемы в дальнейшем могут подтолкнуть Галицию к отделению?
- Несомненно. За все годы «незалежности» экономическая политика Киева сводилась к тому, чтобы побольше выкачать с Востока и передать все сливки западной части страны. Без дотаций, какие шли из восточных регионов, жители Галиции перестанут чувствовать себя любимчиками. Быть равными между равных они не захотят.
- Западноукраинский сепаратизм имеет очень глубокие корни, - говорит депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин. – Как известно, население этих регионов веками было оторвано от остальной части украинского народа. К началу 20-го века это были фактически разные народы, говорящие на одном языке (хотя и языковые различия между ними сильны). Сейчас ситуация мало изменилась. Посмотрите: есть Германия, и есть Австрия. Два государства с общим языком, однако с ментально различным населением. Поэтому ничего удивительного в том, что как только страна затрещала по швам, в Галиции задумались о независимости.
«СП»: - Насколько сильны сепаратистские тенденции?
- Населением там мечется между двумя крайностями. С одной стороны ему четверть века вдалбливали, что оно-то и есть оплот всего украинского в стране. И что жители восточных регионов – люди второго сорта.
Однако там до сих пор остаётся немало трезвомыслящих людей, какие понимают, что Западная Украина без экономической мощи Юго-Востока неизбежно будет впадать в зависимость от соседних государств. Поэтому те, кто раздували пожар гражданской войны, сейчас пожинают плоды собственного экстремизма. Выбор у них не богатый и не весёлый.
Думаю, что они всё-таки выберут из двух зол меньшее и будут держаться за Киев, чтобы не попасть под косвенное или даже прямое управление Польши или Австрии.
Публицист, главный редактор газеты «Спецназ России» Константин Крылов считает, что процессы, происходящие на Западе Украины, сепаратизмом не назовёшь.
- Я не сомневаюсь, что Западная Украина приложит все усилия, чтобы и дальше получать все возможные преференции от Киева. «Западенцы» считают, что только за то, что они «настоящие украинцы», вся остальная страна должна их кормить. Я думаю, что в той или иной форме их требования будут удовлетворены.
Эта позиция не имеет ничего общего с сепаратизмом. Они в первую голову заинтересованы в сохранении государства, на котором можно паразитировать. По материалам сайта КПРФ |