С начала так называемой «АТО» (антитеррористической операции в Донбассе) прошло ровно полгода. Какие выводы можно сделать из уроков полугодовой войны в Донбассе, и долго ли будет сохраняться ситуация «вялого» позиционного противостояния между ополченцами и украинскими силовиками?
Слова президента Украины Петра Порошенко о том, что он проведёт свою инаугурацию в Донецке, сегодня в Киеве вспоминать не любят.
В самом деле, так называемые «террористы», которых, судя по данным референдума 11 мая, поддерживали больше 80% жителей Луганской и Донецкой областей, не только сумели выдержать удары на практике всех боеспособных воинских частей Украины и отрядов Нацгвардии, но и едва не разгромили их.
Жертвами кровавой бойни, которая продолжается в Донбассе уже полгода, по данным ООН, стали больше 3,5 тыс. человек. Впрочем, окончательные цифры, по всей видимости, мы узнаем много позже, если вообще узнаем.
Накануне премьер Донецкой народной республики Александр Захарченко сделал заявление: ополченцы и силовики договорились о «линии разграничения» территории, «режиме тишины» и постепенном отводе артиллерии. Линия фронта между ополченцами и силовиками серьёзно не меняется уже полтора месяца – после успешного наступления ополчения в конце августа.
Однако полностью боевые действия так и не прекращались. 12 октября с новой силой возобновились бои под Мариуполем, где украинские силовики возводят новые оборонительные сооружения.
В последнее время можно всё чаще слышать заявления некоторых российских политиков о том, что перемирие было невыгодно ополченцам, и что оно есть результат «слива Новороссии». Как бы там ни было, ясно, что пока разграничительная линия проходит по территории ДНР и ЛНР это не может устраивать ополченцев и мирных жителей Донбасса.
- То, что происходило в Донбассе последние полгода, никак не назовёшь спецоперацией, - говорит депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин. – Это была карательная акция киевских властей против тех, кто в Донецкой и Луганской областях 11 мая не захотел подчиниться воле хунты. Логичнее всего называть происходящее – Гражданской войной.
Те, кто пришли к власти в результате переворота и последовавших потом весьма сомнительных по своей честности выборов, попытались оккупировать территории, какие данную власть не признали.
Попытка закончилась полным провалом. Поначалу казалось, что горстке плохо вооружённых ополченцев не устоять против украинской армии и отрядов Нацгвардии. Но уже в сентябре наступательные возможности вооружённых сил Новороссии превзошли возможности украинских силовиков. Это говорит о том, что, несмотря на огромный перевес в военной технике, киевская власть оказалась настолько гнилой, что не смогла преодолеть сопротивление плохо вооружённого народа. Впрочем, давно известно, что в войнах, особенно гражданских, успех зачастую не на стороне тех, кто лучше вооружён, а на стороне тех, кто сильнее духом. Боевой дух ополченцев оказался настолько выше, что, в итоге, они смогли сокрушить многократно превосходящую их по всем военно-техническим показателям армию.
Что касается разграничительной линии, я очень сильно сомневаюсь, что она надолго превратится в некое подобие государственной границы. Гражданская война на Украине была «приторможена» искусственно. Коренные причины, породившие данную войну, не устранены. Это значит, что в той или иной форме она будет продолжаться. Потому что ни та, ни другая сторона не согласны с нынешним результатом.
К тому же экономический кризис на Украине будет усиливаться, и это неизбежно приведёт к росту недовольства населения на Юго-Востоке и не только. Думаю, что и ДНР, и ЛНР в любом случае будут настаивать на том, чтобы им вернули оккупированные территории.
«
СП»: - В последнее время всё чаще, в том числе от известных политиков, можно услышать мнение, что «Новороссию сливают». Например, Борис Немцов заявил недавно, что «проект Новороссия закрыт». На ваш взгляд, насколько серьёзные основания стоят за подобными заявлениями.
- Я уже говорил в интервью «Свободной прессе», что в политической жизни России имеет место ситуация маятника. По вопросу поддержки Новороссии идёт борьба между либеральным крылом российской элиты и патриотической её частью. В последнее время либералы стали одерживать вверх. Но, на мой взгляд, кардинально ситуация не изменилась. Просто фаза активной вооружённой борьбы перешла в, скажем так, фазу политического маневрирования. Либералы тут же встрепенулись. Но нельзя забывать, что при всей российской поддержке, Донбасс не устоял, если бы не мужество ополченцев и народа Донбасса. И вот данный весомый фактор воли народа Новороссии нельзя сбрасывать со счетов.
По материалам сайта КПРФ