Последние новости

Реклама

В стране бульбы и аистов. "Узник болотной" Ярослав Белоусов о своей поездке в Белоруссию

Я только что вернулся из увлекательной поездки в Белоруссию. Мне удалось посетить Минск и Витебск и впервые в жизни вплотную познакомиться с этой страной. Увидел далеко не то, что готовился увидеть.
На все происходящее вокруг я привык смотреть глазами политолога. Поэтому и попытаюсь в основных тезисах выразить запечатленные факты и дать им свою оценку.

Белоруссия – несомненно, страна европейская во всех смыслах. По улицам ходят люди со славянскими лицами, присутствие трудовых иммигрантов на практике незаметно, чего нет даже в столицах Западной Европы. Архитектурный облик городов сохранил костяк XIX века – это и католические костёлы, и старые православные соборы, предместья с домами, покрытыми черепицей, замки. Даже советские архитекторы при планировке преимущественно административных и учебных зданий старались сильно не нарушать городской облик, отчего произведения в стиле сталинского ампира впитали белорусские мотивы.

Качество дорог поддерживается на высоком уровне – в основном за счёт средств, получаемых со сбора транспортного налога. Правда, за время нахождения в Белоруссии я столкнулся с фактом отсутствия крупных торговых центров – в Минске натолкнулся только на два. Также очевидно, что плохо развит ритейл – никаких торговых сетей, вроде российского «Магнита».

Зато в Белоруссии отлично налажено импортозамещение. На продуктах красуется надпись «купляйце беларускае», на полках магазинов из продовольствия всё почти только местное. Развита текстильная и обувная промышленность – весьма хорошую белорусскую одежду и обувь можно приобрести по сравнительно низким ценам. А на общественном транспорте расклеена реклама, призывающая белорусов пользоваться услугами отечественных банков и заправок.

Часто встречается реклама национального языка («Маёпершае слова на роднаймове»). Складывается ощущение, что государство пытается сократить сферу русского, но делает это плавно и без эксцессов.

В Национальном историческом музее мы встретились с официальной трактовкой истории Белоруссии. Корни, и вправду, берутся глубокие – это Великое княжество Литовское, «беларуска-літоўскую дзяржаву». Князи Миндовг, Ольгерд, Витовт и Ягайло для свядомой белорусской интеллигенции – главные исторические фигуры. Разделы Речи Посполитой и присоединение земель современной Белоруссии Российской империей, рассматриваются скептически. А победа в Великой Отечественной войне представлена как стержневая идеологема белорусского проекта – это очевидно даже чисто визуально, по наиболее бросающимся в глаза плакатам и вывескам.

Были и неожиданные встречи. Билетер Исторического музея, увидев, как я перебираю купюры, готовясь оплатить билет, и не могу подобрать нужную сумму – белорусские банкноты имеют 10 разновидностей номинала, предложила помочь. Я ответил, что из России. На что услышал возмущенное: «А я также приезжая. Я из Украины. Влезли ваши, куда их не звали». Признаюсь, осадок остался неприятный.

Если понаблюдать за социальными сетями, то можно увидеть, что молодежь активно вестернизируется.

Это весьма негативные симптомы для тех, кто живет в Белоруссии и считает себя либо этническим русским (а таковыми себя считают 8,3 %), либо русскоязычным (а таких большинство - 70% населения использует русский как язык повседневного общения). Я сомневаюсь, что мы когда-нибудь услышим о местном «Правом секторе», но что попытки навязать белорусской молодежи прозападный взгляд и на историю, и на современность будут предприниматься – это факт.

Адекватным ответом защитников концепции «Русского мира» будет комбинированная стратегия, содержащая как поддержку русского движения в Белоруссии, так и предоставление собственной исторической трактовки, где, несомненно, останется место и Великому княжеству Литовскому, но с поправками на указание реального положения православного населения страны во времена господство польской шляхты. Я не думаю, что гордость за то, что удалось побывать «холопами» и терпеть многочисленные унижения от магнатов, может стать чувством для национальной консолидации. Если русские могут предложить белорусам совместное участие в строительстве великой нации, то европейские доброжелатели обрекают данный народ на глубокий провинциализм на задворках интеграционного проекта, в котором самое большее, на что могут претендовать наши братья – на роль панских слуг.

Я очень переживаю за судьбу Белоруссии. Ведь будущее в руках молодежи, а она смотрит туда, где жизнь привлекательнее – на Запад, особенно на Польшу, но не на Россию, которая забывает о своих соотечественниках. На улицах Витебска и Минска я встретил расклеенные стикеры белорусских националистов, в частности партии БНФ, какие работают с молодежью, объясняя им, почему те – не русские, а их история в составе российского государства – пребывание под «пятой великодержавного шовинизма». Кто взращивает таких «борцов» за независимость, думаю, ясно всем.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля