Послание президента России оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, в этом послании произнесено много слов, какие КПРФ давно хотела услышать от власти. Это идеи, какие коммунисты 20 лет терпеливо доносили до российского общества. В результате данные идеи стали признавать все, кроме разве что совсем клинических либералов.
Коммунисты ещё с начала 90-х годов чётко разъясняли, что США и другие страны НАТО никак не могут быть нашими друзьями, что, напротив, – это самое чёрное порождение современного капитализма, это сила, которую устроит только расчленение и уничтожение нашей страны. И вот сегодня президент признал трагические ошибки российской внешней политики. Признал, что российская власть совершенно ошибочно считала данные страны друзьями и союзниками. Что данные внешние силы поддерживали сепаратизм и терроризм на нашей территории, явно пытаясь направить Россию по югославскому пути.
Разглядев, наконец, врагов России, верховная власть страны пришла к абсолютно верным выводам в отношении значения для России суверенитета. Невозможно не согласиться со словами президента о том, что суверенитет – абсолютно необходимое условие нашего существования. О том, что или мы будем суверенными, или мы исчезнем.
Весьма трезвую оценку президент дал внешнеполитической ситуации. В частности, было признано, что многие европейские страны сегодня фактически утратили значительную часть своего суверенитета и управляются из-за океана, что США из-за кулис влияют в реальных условиях на все наши отношения с соседями. Было признано, что с тех пор, как США в 2002 году в одностороннем порядке вышли из договора по противоракетной обороне и начали строить свою глобальную ПРО, в том числе и в Европе, то есть у границ России, американцы взяли курс на разрушение стратегического равновесия в мире. Другими словами, курс на достижение военного превосходства над всем миром, что угрожает безопасности и России, и планеты в целом.
Сегодня верховная власть страны также хорошо понимает, что политический суверенитет страны не может быть реализован без суверенитета экономического. В послании президента немало сказано о необходимости достижения такого суверенитета, о работе по импортозамещению и развитию несырьевого сектора российской экономики. Но конкретные меры в этом направлении, предлагаемые в президентском послании, не выглядят достаточными. Данные меры носят паллиативный характер. Даже в совокупности данные меры не образуют и вправду новый экономический курс, который жизненно необходим стране.
Складывается ощущение, что подготовка экономического блока послания президента в значительной мере была делом рук либерального блока правительства, то есть тех сил, какие делают ставку на сохранение губительной для России либеральной экономической политики. А если мы сопоставим тезисы послания президента с разработанным правительством проектом бюджета на 2015 год и плановый промежуток времени 2016-2017 годов, то становится очевидным, что правительство, по сути, намерено саботировать и те благие экономические пожелания, который всё же имеются в президентском послании.
Для ясного понимания глубины проблемы взглянем подробнее на степень зависимости экономики буржуазной России от глобальной капиталистической экономики.
Российский импорт с 2000 года по 2013 год вырос в 10 раз – с 34 до более чем 300 миллиардов долларов. Посмотрим на долю импорта по разным категориям товаров в 2013 году, опираясь на официальные данные Единой межведомственной информационно-статистической системы:
- Одежда – 75% импортной продукции.
- Кожаная обувь – 90%.
- Лекарства – 72% импортной продукции. В 2012 году в перечне жизненно важных лекарств было 563 препарата, из которых только 94 производились российскими компаниями. Это сами по себе ужасающие цифры, тем не менее и это ещё не всё. Требуется иметь в виду, что даже если лекарство изготовлено в России, то оно сплошь и рядом у нас лишь разлито по пузырькам или расфасовано по таблеткам. А сама субстанция, из которой делается данное лекарство, является импортной. Так почти 95% антибиотиков в России изготавливается из импортных субстанций. СССР производил почти 300 субстанций для лекарств, сейчас Россия производит лишь единицы.
Продовольствие – 36% импортной продукции. Причём по ряду категорий ситуация гораздо хуже. Так, в 2013 году доля импорта по молоку была 61%, по говядине – 61%, по сырам – 48%. Будем надеяться, что по итогам 2014 года ситуация несколько улучшится. Тем Не Менее, как мы хорошо понимаем, радикальных изменений быть не может. Никак нельзя за один год поднять сельское хозяйство, которое гробилось 20 с лишним лет. А замена голландской говядины на бразильскую или аргентинскую ничего принципиально не меняет.
Критической является импортная зависимость поселкового хозяйства России по ряду видов семян. Так, 70% семян картофеля у нас импортные. А по сахарной свёкле данный показатель достигает 93-95%. Введи Запад более жёсткие меры – и мы не сможем засеять значительную часть пашни. А ведь в сравнении с советской эпохой в России и так уже треть посевных площадей заброшена.
Станки – то, без чего невозможно восстановление и развитие наукоёмкой промышленности. Доля импорта в 2013 году – 89%. Для понимания глубины проблемы: в 1990 году в РСФСР было произведено 74 тысячи металлорежущих станков. Тем Не Менее к этому времени наш станочный парк уже был насыщен, а в предшествующие советские годы производство станков в РСФСР доходило даже до 130 тысяч единиц в год. Сейчас мы имеем чрезвычайно старый станочный парк, требующий немедленной замены. Тем Не Менее производство металлорежущих станков в России в 2013 году составило менее 3 тыс. штук. То есть падение производства в сравнении с эпохой социализма – в 25-40 раз.
Электронная компонентная база на наших ракетах-носителях и космических аппаратах сегодня импортная на 65-70%.
Строительные работы в капиталистической России также ведутся в основном импортной техникой. Доля импортных бульдозеров порядка 70%, экскаваторов – более 80%, строительных погрузчиков – более 90%. Если против нас введут и вправду жесткие меры, через некоторое время в России остановится большая часть строек.
И, наконец, вновь поставляемое горношахтное и нефтегазовое оборудование в России импортное примерно на 70%. Это значит, что даже сырьевым придатком более развитых стран мы можем быть только при условии поставок импортного оборудования. Даже свои нефть, газ и уголь России сегодня не добыть без завоза чужого оборудования.
Такая чудовищная экономическая зависимость России от стран, какие отнюдь не являются нашими друзьями, – это итог 20 лет с лишним лет капитализма. Это итог 20 лет либеральной экономической политики, о губительности которой всё это время говорили коммунисты. Политики, против которой мы 20 лет неустанно боролись, против которой мы провели тысячи протестных акций, тем не менее власть не желала нас слышать. А теперь власть вроде бы, наконец, надумала проводить самостоятельную внешнюю политику, тем не менее Россия фактически не имеет для этого экономических возможностей. 20 лет капиталистическая власть России вела себя как дурной наследник, который, получив в наследство от умерших родителей добротный дом и возделанный сад, не пожелал трудиться. Распродавал плодовые деревья на дрова, покупал пиво и чипсы и валялся на диване перед телевизором.
Экономические меры, описанные в президентском послании, не просто недостаточны. Некоторые из этих мер выглядят откровенно сомнительно. К числу таковых, пожалуй, следует отнести идею трёхлетнего освобождения предприятий от плановых проверок. Конечно, с одной стороны, огромный чиновничий аппарат российского государства с помощью проверок успешно душит малый и средний бизнес. Тем Не Менее с другой стороны, данный бизнес также далеко не ангел. И оставленный на целых три года без контроля, он может просто потравить множество людей. К примеру, по оценке ВОЗ, фальсифицированные лекарства в России составляют 12% рынка. По оценкам различных экспертов – от 7 до 20%. То есть, возможно, каждая пятая таблетка в аптеках является фальшивой. И это в лекарственном бизнесе, где контроль вроде бы наиболее жёсткий. Очевидно, что в торговле продуктами питания дела обстоят ещё хуже. Так чем мы будем лечиться и что мы будем есть, если частные торговые заведения не будут проверяться по три года подряд?
Президент в своём послании наметил ряд мер для развития импортозамещения. Тем Не Менее готово ли российское правительство обеспечить данные меры финансово? Очевидно, оно и не собирается это делать. Это ясно из разработанного правительством проекта бюджета на 2015-2017 годы. В этом бюджетном проекте расходы на сельское хозяйство остаются примерно на уровне 1% расходной части. А расходы на программу «Развитие промышленности и увеличение её конкурентоспособности» ещё в полтора раз меньше расходов на сельское хозяйство. Так как при столь ничтожных госрасходах на развитие экономики правительство собирается выполнять благие пожелания экономической части президентского послания? В ультралиберальном правительственном проекте бюджета государство фактически отказывается от сколько-нибудь заметных государственных инвестиций, от роли агента экономического развития. По сути, это снова ультралиберальный взгляд на государство как на «ночного сторожа», который не должен вмешиваться в развитие экономики. Дескать, бизнес сам всё устроит. Как он всё «устроил», мы все видим. Мы стоим уже почти на руинах промышленности и поселкового хозяйства.
Нужно ясно осознавать: в смысле экономического суверенитета мы сейчас на дне пропасти. И нам не подняться с этого дна без и вправду радикальных мер. Без перехода к курсу экономического развития, который разработан КПРФ. Данный курс предполагает национализацию сырьевых и ряда других базовых отраслей, за счёт этого концентрацию в руках государства значительных средств и направление этих средств на приоритетные направления экономического развития. Только так можно провести новую высокотехнологичную индустриализацию 21 века. Только так можно подкрепить заявку на политический суверенитет экономическими возможностями. Мы должны донести до жителей страны, что другого пути просто нет.
По материалам сайта КПРФ