В Астане начался суд над Евгением Вдовенко, который в течение нескольких недель служил в ополчении Луганской народной республики.
Хотя о суде впервые сообщили казахстанские СМИ, наибольшее внимание ему уделили проправительственные украинские издания. Ещё бы! За пределами Украины это первый случай уголовного преследования человека за участие в вооружённых формированиях Донецкой и Луганской народных республик. Тот факт, что это произошло в Казахстане, считающемся союзником России, вызвало нескрываемое злорадство украинских СМИ.
В деле 30-летнего Евгения Вдовенко пока много неясного. Как стало известно, арестован он был ещё в середине октября, но всё это время уголовное дело не предавали огласке. Общественности о нём стало известно только 12 декабря, когда в Сарыаркинском районном суде Астаны прошло первое судебное заседание. Как заявил прокурор Даурен Ашимов, молодой человек «участвовал в боях, применял оружие, осуществлял охрану блокпостов, патрулировал город Луганск, а также выполнял другие поручения». «Таким образом, Вдовенко, являясь гражданином Республики Казахстан, умышленно и неправомерно участвовал в вооружённом конфликте, в боевых действиях на территории иностранного государства», — отмечается в гособвинении.
После этих слов перед мысленным взором читателя может возникнуть фигура некоего профессионального наёмника, «солдата удачи». Сам Евгений решительно опровергает данный образ. Да, признаёт Вдовенко, в Луганске он и вправду находился, но поехал туда не за деньгами и не за приключениями, а потому, что не мог равнодушно смотреть на происходящие события. «Я родился и вырос в Казахстане. Жена моего брата — казашка. У меня любимая девушка — татарка. Меня очень тревожат проявления нацизма. Это не по-человечески», — не скрывая эмоций, объяснил молодой человек на суде. По его словам, решение поехать на восток Украины он принял после трагедии в Одессе. Стал общаться с единомышленниками из России в социальных сетях, пытался найти выход на добровольческие отряды. Пришлось выслушать много отказов, связанных с тем, что за плечами у Евгения нет армейского опыта.
Наконец, продолжает Вдовенко, поступил вызов из Ростова-на-Дону: «Поехал, меня ребята встретили. Там пробыли примерно неделю, собралась группа из разных стран: Азербайджана, России». В начале июня группа пересекла украинскую границу и остановилась в Краснодоне. «Тем, кто не служил в армии, объясняли технику безопасности, чтобы мы не высовывали головы, не наступали на мины», — рассказал Евгений. Затем около месяца он находился в Луганске, но непосредственного участия в боевых действиях не принимал. По словам Вдовенко, он и другие добровольцы тушили пожары, разносили гуманитарную помощь, патрулировали город, охраняли дорогу, по которой в Россию уезжали беженцы. Пробыв на Украине около двух месяцев, Евгений вернулся на родину.
Убедят ли следствие доводы обвиняемого, сказать сложно. Существующие нормы закона — не в его пользу. Ещё в 1990-е годы в Уголовный кодекс Казахстана была внесена статья о наёмничестве, предусматривающая наказание для граждан, за материальное вознаграждение участвующих в иностранных вооружённых формированиях. Весной этого года в кодексе появилась поправка, распространяющая действие статьи на людей, воюющих за рубежом по идейным соображениям.
Предполагалось, что ужесточение законодательства ударит по казахстанцам, воюющим в Сирии в составе экстремистских группировок (по данным спецслужб, таковых насчитывается около трёхсот). Но первым обвиняемым по обновлённой статье стал вернувшийся с Украины Евгений Вдовенко. В случае признания вины ему грозит лишение свободы сроком до семи лет. Как бы то ни было, к процессу уже приковано внимание как в Казахстане, так и за его пределами, и не исключено, что это обстоятельство повлияет на окончательное решение суда.