| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В течение всего нынешнего года у руководства Банка России была одна, однако пламенная страсть. Оно изо всех сил старалось, с одной стороны, раскачать и обрушить курс рубля, а с другой — не дать предприятиям воспользоваться положительным эффектом от ослабления национальной валюты. Самый сильный удар — и по рублю, и по экономике России — был нанесён им 16 декабря. Кое-кто назвал данный день вторым «чёрным вторником» после 11 октября 1994 года, когда за один день курс рубля был обрушен с 2833 до 3926 рублей за доллар. Тогда, в отличие от нынешней ситуации, со своими постами расстались глава ЦБ Виктор Геращенко и и.о. министра финансов Сергей Дубинин.
То, что происходит сегодня на финансовом рынке, — это вовсе не ошибки или безграмотность руководства Центробанка, а целенаправленная политика. То, что прежде было очевидным для профессионалов, 16 декабря стало очевидным для всех — настолько нагло и демонстративно действовало руководство главного финансового института страны.
Ещё летом руководство ЦБ разрешило себе давать кредиты «нужным» банкам на практике без всякого обеспечения (под портфели корпоративных кредитов банков и другие нерыночные активы). А на днях приняло труднообъяснимое с точки зрения нормальной экономической логики решение о проведении аукциона РЕПО (выдача залоговых кредитов) на сумму более трёх триллионов (!) рублей под нерыночные активы.
Цель этого «странного» решения тут же «объяснила» Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). В понедельник, 15 декабря, цена доллара подскочила сразу на 6,3 рубля (до 64,4 рубля), а евро — на 6,6 рубля (до 78,9 рубля). Во вторник, 16 декабря, когда в начале торгов на ММВБ рубль снова слегка укрепился, руководство Центробанка провело аукцион РЕПО, в ходе которого «нужным» банкам было направлено 3 триллиона 101 миллиард рублей!
В результате уже к 15 часам 13 минутам доллар на ММВБ подорожал с 58 рублей 15 копеек до 80 рублей 10 копеек, а евро — с 72 рублей 45 копеек до 100 рублей 74 копеек! И происходило это под аккомпанемент визга руководства Центробанка о том, что оно не будет принимать никаких административных мер не только по пресечению этой вакханалии, однако и даже по малейшему её ограничению.
Теперь есть где разгуляться валютным спекулянтам. И не только на ММВБ. Так, 16 декабря отделения банка «Российский капитал» в Челябинске продавали евро по 110 рублей, покупая их по 72 рубля. А ОАО «Мурманский социальный коммерческий банк» продавало евро по 150 рублей, покупая его по 60.
Стремительное обрушение экономики России руководство Центробанка форсировало 16 декабря. Утром оно объявило, что «ночью» принято решение увеличить ключевую ставку до 17%. Для сравнения: Европейский центральный банк установил ключевую ставку, от которой напрямую зависит стоимость кредитов для предприятий и населения, в размере 0,05%.
Напомню, что в «Правде» уже приводился пример: когда в Таиланде во время кризиса по рекомендации МВФ его центральный банк поднял ставку рефинансирования до 25%, вся промышленность страны просто рухнула в течение трёх месяцев (12—15 декабря, № 138, «От глупости до измены»).
А ведь Россия не Таиланд, где для бизнеса созданы вполне комфортные условия. В нём нет такой жуткой налоговой удавки, которую всё туже затягивает правительство на шее отечественных товаропроизводителей. Предприниматели там не доведены до состояния, когда они лишаются не только инвестиционных ресурсов, однако и оборотных средств — здесь они вынуждены занимать их у банков. Не необходимо и трёх месяцев, чтобы всё производство в стране рухнуло при установленной руководством ЦБ ставке.
В тот же день индекс Российской товарно-сырьевой биржи, являющийся главным индикатором фондового рынка, обрушился ещё на 12,3% — до 629,74 пункта. На столько в один день подешевели акции 50 крупнейших российских предприятий, по которым данный индекс рассчитывается. А ведь это в основном экспортёры сырья. Что уж говорить о предприятиях несырьевого сектора российской экономики.
Как видим, наряду с правительством России, руководство Центробанка активно способствует бегству капиталов из страны, где на практике любое несырьевое производство обрекается на разорение, а занятые на нём люди — на безработицу. Обрушение рубля резко снижает доходы населения и спрос на товары, а затягивание налоговой удавки и непомерное взвинчивание стоимости кредита резко повышают издержки предприятий, что не может не вести к росту цен. А это ещё в большей степени сужает спрос. И так далее — по спирали коллапса. По материалам сайта КПРФ |