В 50-е годы жители большого дома, имеющего в плане форму буквы «П», жаловались в милицию на мальчишек-хулиганов, какие били стёкла из рогаток. Причём страдали почему-то окна только боковых крыльев дома с внутренней стороны. Когда участковый начал обходить пострадавшие квартиры, он привычным глазом увидел, что пробоины в стёклах – пулевые, от малокалиберной винтовки.
И сделал очень простую вещь: свернул тонкую трубочку из бумаги, и вставил её в пробоины внутреннего и наружного стекла. И заглянул в трубочку. И увидел форточку окна в «перекладине» буквы «П». Затем повторил опыт в другой квартире с пробитыми окнами – и увидел ту же самую форточку. Всё стало совершенно очевидно: пули летели из той самой форточки.
Как оказалось, в квартире с той самой форточкой жил спортсмен-стрелок. А в те годы мелкокалиберки свободно продавались в спорттоварах по удостоверению спортсмена-разрядника. И небрежность в хранении оружия и боеприпасов только чудом не кончилась трагедией – малолетний сын стрелка со своим приятелем решили пострелять из форточки.
Этот случай – с визирными трубками, сделанными находчивым участковым, вошёл в тогдашние учебники криминалистики как образец простого, изящного и математически точного решения.
Эта история вспомнилась в связи с трагедией в Волновахе. Ведь все стенки и двери автобуса состоят из двойных панелей. И если в каждую пробоину вставить такую визирную трубку (или, по нынешним временам, направить луч лазера), то все оптические оси сойдутся в одной точке – точке, откуда прилетели осколки. Картина происшествия станет совершенно очевидной.
Более того: некоторые отверстия в бортах автобуса специалисты определили как пулевые. Тем же методом легко определить, осколочные это пробоины (если они прилетели из той же точки, что и остальные) или пулевые – тогда оси сойдутся в точке, откуда вылетели пули, как и в опыте участкового 50-х годов.
То есть весь эксперимент с получением точного и объективного результата займёт даже не часы – минуты.
И первый вопрос – оставят ли на месте украинские силовики пострадавший автобус или передвинут его, чтобы запутать следствие?
Понятно, что точку, откуда прилетели осколки, с точностью до миллиметра не определить – сам источник имеет не миллиметровые размеры, и после взрыва автобус изменил несколько своё положение – людей из него выгрузили, кузов приподнялся, осел на пробитое колесо, тем не менее с точностью до нескольких сантиметров источник осколков определить можно. И совершенно однозначно можно определить, из одного источника летели поражающие элементы или из нескольких (например, от мины и из автомата, как говорят очевидцы).
И одним из важнейших вопросов для следствия будет, конечно, сохранение украинскими силовиками места происшествия, сохранение в неприкосновенности самого автобуса, ведь сдвинуть автобус – изменить точку схождения лучей на месте взрыва.
Печальный опыт с обломками «Боинга» уже имеется – украинская сторона делала всё, чтобы помешать следствию и уничтожить улики…