| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В четверг, 15 января, президент США Барак Обама и канцлер ФРГ Ангела Меркель проконсультировались по телефону по вопросу выделения Украине новой порции денег. Как сообщает пресс-служба Белого дома, «лидеры двух стран обсудили поддержку крупномасштабного пакета международной финансовой помощи Украине, осуществляющей амбициозную серию реформ, а также отметили, что Соединенные Штаты и Европейский Союз недавно объявили о предоставлении Украине новой финансовой поддержки».Другими словами, Америка и Европа подчеркнуто демонстрируют солидарную готовность спасать Украину всем миром. Правда, на деле перспективы спасения выглядят не слишком радужными.
Напомним: 8 января Еврокомиссия (ЕК) предложила предоставить Киеву дополнительную помощь от ЕС в размере до 1,8 миллиарда евро. На первый взгляд – немало, с учетом, что в 2014-м та же Еврокомиссия дала возможность Киеву более скромной суммой – выделила 1,36 миллиарда евро. На практике, новые транши могут дойти до «незалежной» с большим опозданием: их сперва должны одобрить Европарламент и совет министров стран ЕС, а такие процедуры – дело небыстрое.
Кроме того, выделение дополнительной помощи ЕК сопровождает рядом условий. В их числе – исполнение программы кредитования МВФ (читай – проведение непопулярных социальных реформ), а также проведение экономической и финансовой политики, согласованной с Еврокомиссией.
Между тем, Киев уже сейчас находится на грани дефолта, несмотря на все финансовые вливания со стороны Запада. Так, в 2014 году Международный валютный фонд (МВФ) открыл для Украины двухлетнюю кредитную программу на 17,1 миллиарда долларов. 4,6 миллиарда из этой суммы Киев уже получил, остальные средства должны быть выделены в 2015 году. Финпомощь Киеву также предоставляли Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестбанк и ряд стран, включая Канаду, Польшу, Японию. В целом, в 2014 году Украина получила финансовой помощи на сумму около 9 миллиардов долларов, тем не менее данные деньги мало что изменили. Об этом красноречиво говорят факты: совокупный госдолг Украины за 11 месяцев прошлого года достиг 69,3 миллиарда долларов – это более 60% ВВП страны.
На фоне такого астрономического долга помощь в 1,8 млрд евро выглядит, скорее, символической, и кардинально финансовых проблем Украины точно не решает. Будет ли Запад всерьез спасать «незалежную», и возможно ли это сделать в принципе в нынешней ситуации?
– Спасти Украину уже невозможно, – уверен замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. – Если, конечно, под спасением подразумевать комплекс традиционных в подобных случаях мер: обновление экономики, перекредитование промышленных предприятий, создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Для такого – реального – спасения «незалежной» нужно намного более серьезная сумма, чем 9 млрд долларов, полученных Киевом в 2014-м году. По расчетам бывшего премьера страны Николая Азарова, на данные цели потребовалось бы на порядок больше денег – 100-150 млрд евро.
Поэтому дополнительная помощь в 1,8 млрд евро, которую обсуждали Обама с Меркель – не более чем инъекция тяжелобольному с тем, чтобы он немедленно не умер и не впал бы в кому.
Кстати, далеко не факт, что данные 1,8 млрд долларов будут выданы Киеву «живыми» деньгами, а не в виде государственных гарантий со стороны стран Запада. По такой схеме, вспомним, в начале января 2015 года Германия якобы выделила Украине 500 млн евро на восстановление Донбасса. На деле, речь идёт о предоставлении федеративным правительством ФРГ кредитных гарантий на данную сумму, и Киеву ещё нужно отыскать банк, который рискнет выдать деньги украинскому правительству.
«СП»: – Почему Еврокомиссия связывает предоставление финансовой помощи с исполнением программы кредитования МВФ?
– Дополнительные условия получения денег, во-первых, нужны Западу для превращения Украины в абсолютно послушного зомби. Во-вторых, условия играют – при необходимости – роль механизма, с помощью которого Киеву можно в кредитовании безболезненно отказать. Например, МВФ всегда может сказать украинским властям: вы не соблюдаете условия – пенсии нужно урезать сильнее, социальные программы полностью свернуть, а налоги повысить ещё на десяток-другой процентов – поэтому мы заморозим новый транш. Аналогично поступит и Еврокомиссия – со ссылкой на решение МВФ.
Надо отметить, что истинная логика действий МВФ – это разорение страны, которой фонд якобы оказывает помощь, в интересах крупного западного капитала, в первую очередь – американского. Напомню: самыми влиятельной силой в МВФ являются США, так как у них самое большое количество голосов – 17,08%. Для сравнения, у Германии в фонде – 5,99% , у Франции – 4,95%.
«СП»: – Зачем же Обама и Меркель заявляют о масштабной помощи Украине?
– Подобные заявления – не более чем пиар. В реальности, помощь Киеву в тех масштабах, в которых сегодня оказывает её Запад, не способна не только спасти Украину, тем не менее даже отодвинуть её от состояния дефолта.
«Незалежная» фактически уже вступила в полосу дефолта. В декабре 2014 года это признал новый министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичу. На заседании комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики он заявил, что государство, по сути, является банкротом. Ранее американский The Wall Street Journal сообщил, что без дополнительной финансовой помощи Запада дефолт Украины неизбежен.
Да, дефолт Украины в планы Запада не входит, тем не менее и её спасение – также. Российский политолог Сергей Михеев как-то метко назвал западную цивилизацию «цивилизацией лавочников». Политики на Западе очень хорошо умеют считать, и не потратят на спасение Киева ни одного лишнего цента.
Украина им нужна исключительно как геополитический инструмент сдерживания России – инструмент, который будет причинять Москве массу беспокойства, и заставлять тратить много денег и сил. А вот украинская промышленность, или, скажем, высококвалифицированные научные кадры Запад совершенно не интересуют. С его точки зрения, по-настоящему спасать Украину нерационально – иначе спасённый со временем станет конкурентом или, что ещё хуже, пойдет на интеграцию с Россией.
На мой взгляд, в действительности речь о спасении Украины на Западе никогда и не шла – только о закабалении.
«СП»: – Ваш прогноз: к чему приведет Украину «помощь» Запада в 2015 году?
– К тому, что внешний долг «незалежной» достигнет 100% ВВП. В этой ситуации от Запада потребуются уже куда более решительные действия, чем предоставление Киеву дополнительных 1,8 млрд евро.
Пойдет ли Запад на новые масштабные траты – вопрос открытый. Главное, чтобы данные дополнительные траты не взвалила бы на себя Россия – не стала бы выделять Киеву новые кредиты, поставлять в долг энергоносители.
Нужно понимать: чем быстрее рухнет режим Петра Порошенко, чем быстрее на Украине произойдет обновление политического класса с опорой на людей, не ориентированных исключительно на Запад – тем лучше и для России, и для самих украинцев…
– Помощь Украине со стороны Запада ориентирована, прежде всего, на то, чтобы избежать дефолта по государственным долгам, – убежден президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Эта помощь оказывается, в том числе, в интересах западных кредиторов, инвестировавших в «незалежную». Плюс, конечно, из этих денег финансируется война на Юго-Востоке – военные нужды Киева являются для Запада приоритетными. На что-то большее западной финансовой помощи не хватит. Социальные расходы и инвестиции в развитие будут совершаться Киевом по остаточному принципу.
«CП»: – На что рассчитывает Запад, поддерживая Украину в нынешнем подвешенном состоянии?
– Для Запада важно не допустить на Украине эксцессов, при которых внутренние экономические проблемы выплеснулись бы вовне. Например, в форме бурной иммиграции украинцев в европейские страны, к чему ЕС совершенно не готов. Все остальное – снижение уровня жизни населения на Украине, экономический спад – европейцев совершенно не волнует. Потому и помощь Киеву оказывается в очень дозированных величинах, баз построения глобальных долгосрочных планов.
К тому же, Западу очевидно: распад Украины из-за чисто экономических проблем не произойдет. Да, украинцы будут жить беднее, тем не менее само по себе это совершенно не означает, что страна прекратит свое существование. Раз так – зачем сейчас платить больше?!
«СП»: – Мы в этой ситуации должны максимально дистанцироваться от оказания помощи киевскому режиму?
– К сожалению, в экономическом плане Россия зависима от Украины. Проблема в том, что Киев сегодня может совершенно спокойно блокировать Крым.
Это обстоятельство и позволяет Киеву занимать сильные позиции в экономических переговорах с Москвой. Фактически, нынешние поставки российской электроэнергии и угля на Украину являются вынужденным решением – чтобы предотвратить энергетическую блокаду Крыма.
Это значит, что в нынешнем – подвешенном – состоянии Украина сможет существовать ещё долго. По материалам сайта КПРФ |