Мы пообщались с севастопольцами, какие пересекали границу с Украиной в условиях отмены железнодорожного сообщения, чтобы поделиться их опытом с читателями и предостеречь о трудностях, какие могут поджидать на границе Крыма, сообщает издание «Севастопольская газета».
Дороже и дольше
Анархист (как он себя позиционирует) и общественник Алексей Шестакович морозным днем 2 января отправился в путь со своими товарищами. Планировали посетить несколько населённых пунктов незалежной, однако получилось побывать только в Одессе и Харькове. 5 января компания вернулась в Севастополь.
Первое, что вынес из своего приключения молодой человек, стоимость данного вояжа увеличилась минимум вдвое. Второе: пересечение границы не стало опаснее, чем было раньше, однако занимает гораздо больше времени.
— Могу сказать, однозначно стало сложнее, дольше и дороже. Раньше как? Сел в поезд и вышел на конечной... Сейчас совсем другое дело: ты едешь на автобусе с пересадками, выходишь в ночное время непонятно где. Куда идти, где поменять деньги? Едем мы обратно. Доезжаем до Новоалексеевки, выходим из поезда: 4 часа ночи, холодно, неизвестно, где стоят рейсовые автобусы и есть ли они вообще! Зато имеется куча таксистов. В основном на «Жигулях» с голой резиной. Только на них и можно доехать до границы. А там уже ждут автобусы на Джанкой и Симферополь.
По словам А.Шестаковича, большая проблема для крымчан, что не все машины могут пересекать границу. Те, кто в Крыму поменял номера на российские, может лишиться её на украинской границе. Автомобиль просто отправят на штрафстоянку, откуда с новыми документами его никак не забрать.
— По какому документу пересекали границу?
— У меня украинский паспорт. Стопкой из автобуса взяли, проверили, никому никаких претензий не предъявляли.
— Будете ещё путешествовать?
— Обязательно! Коммуникации нужны. Интернет не заменяет живого общения.
Лучше ехать, чем идти
Тамара — севастопольская молодая и активная пенсионерка уехала в Киев к друзьям на последнем прямом поезде 27 декабря. Обратно пришлось возвращаться на перекладных.
Интересное наблюдение, которым женщина поделилась с «Севастопольской газетой», состоит в следующем. Стоимость билета от Севастополя до Киева на поезде, который уже отменили, примерно равна цене билета от Киева до Новоалексеевки: 1000 рублей и 280 гривен.
Далее по дороге домой пришлось дополнительно выложить почти 3000 рублей на такси: Новоалексеевка – Симферополь — 350 гривен, Симферополь – Севастополь — 1,5 тысячи. Таким образом, дорога из Киева обошлась Тамаре в три раза дороже.
— На обратном пути поезд опаздывал, — рассказывает женщина. — В Новоалексеевку мы прибыли на час позже расписания, вместе с другим поездом. На вокзале на нас набросилась куча таксистов. До Чонгара где-то 30 км. За проезд таксисты просят 100 гривен. Однако дело в том, что между таможенными пунктами Украины и России нейтральная полоса почти в 4 км. Те, кто взял такси только до границы, вынуждены дальше идти пешком, а с багажом это не очень удобно. Поэтому я уговорила таксиста ехать до Симферополя. Нашла попутчиков, чтобы поделить сумму, которую водитель затребовал за проезд. С каждого пассажира он взял по 350 грн.
Таксист просил не сообщать на границе, что он таксует. Хотя на российской границе его все же досматривали более серьезно.
— Два часа ушло на прохождение границы из-за водителя, — рассказывает Тамара. — Нас не досматривали. Проверили документы по компьютерной базе, и все. У меня проблем пересечения границ вообще никаких не было. Ездила по украинскому паспорту с крымской пропиской. Однако мы видели, как тянулись люди по этой жиже... Ветер, снег с дождем... Тащили чемоданы через всю данную буферную зону. Со мной ехали люди из Керчи, они сказали, что таким путём больше на Украину не поедут: будут летать самолетом из Симферополя до Москвы, а оттуда — до Киева. Ещё наблюдение: пенсионные удостоверения Крыма не работают в метро Киева. Специально проверила. «Крымские не котируются», — сказали мне там. Признают: мы — уже не они.
Думайте, как вернуться
Выезжая из Крыма за границу, жители полуострова иногда просто не принимают во внимание, что возвратиться назад через Украину им будет невозможно!
Предприниматель из Севастополя Елизавета уехала в Турцию морем в середине сентября 2014 года. В её украинском загранпаспорте в порту поставили штамп о выезде. В Стамбуле поставили штамп о прибытии. Пробыв в Турции четыре месяца, 16 января 2015 года женщина вылетела из Стамбула. Самолет следовал в Херсон, однако из-за погодных условий не смог там приземлиться и сел в Одессе.
— Когда я стала проходить границу, таможенник сказал, что я нарушила закон Украины — незаконно пересекла границу страны. Я говорю: «Как это незаконно?» Он отвечает: «В Севастополе оккупированная, захваченная территория, и вы не имели права выезжать». Мне сказали, что я предала Украину и за незаконное пересечение границы по решению суда предусмотрен штраф или 15 суток ареста, или все это вместе. А если у меня есть российский паспорт, то наказание ещё жестче! Я сказала, что ни денег, ни российского паспорта у меня нет.
Турецкие авиалинии предоставили пассажирам трансфер, чтобы доехать до Херсона. Однако пограничники заявили Елизавете: «Вы никуда не едете, сидите и ждите». Скоро приедет машина, которая отвезет нарушительницу в суд.
— Я очень боялась: далеко от дома, в Одессе никого у меня нет, а в интернете много информации о провокациях на Украине. Обращались со мной вежливо, не грубили, попытались увести, однако я сопротивлялась и бегала по таможенной зоне аэропорта, кричала, пыталась выбежать, а таможенники втроем бегали за мной. Все это длилось часа два, — вспоминает Елизавета.
Женщина позвонила в редакцию «Севастопольской газеты» с просьбой о помощи. Журналисты переадресовали звонок сенатору от Севастополя Андрею Соболеву, и представителю Президента в Крымском Федеральном округе Олегу Белавенцеву, какие связались с российским консульством в Одессе... И женщину отпустили.
Доехав до Херсона, она пересекла украинскую границу по внутреннему украинскому паспорту, а в Крым въехала по российскому.
— Все это время мне звонили из консульства, спрашивали, выпустили ли меня из Украины, — говорит Елизавета.
В Севастополь она добралась в пять утра. Ей снова позвонили из консульства, чтобы убедиться, что с ней все благополучно.