Атмосферу отчётно-выборной конференции этого уникального профсоюза в немалой степени определили два стартовых события. Предваряя все выступления, на сцену вышла известная танцовщица Гульнара Мухаметжанова и, приветствуя собравшихся, призвала их взяться за руки, чтобы продемонстрировать отношения дружбы и братства. Это предложение было с энтузиазмом принято делегатами конференции. А затем руководитель профсоюза Ренат Каримов под аплодисменты зала зачитал приветственную телеграмму первого заместителя Председателя ЦК КПРФ, первого заместителя председателя Государственной думы И.И. Мельникова. В общем, разговор получился деловым, боевым и насыщенным интернационализмом.
Благородная забота о росте рядов
Первой заботой профсоюза, судя по докладу председателя его Центрального комитета Рената Каримова и выступлениям делегатов, остаётся рост его рядов. «Мы мечтали четыре года назад, — напомнил докладчик, — чтобы нас стало сто тыс. человек. Численность хотя и возросла на самом деле в два раза, тем не менее это только 37 тысяч». Непривычна сегодня такая самокритика при двукратном увеличении роста рядов.
Послушаем теперь «взгляд со стороны». Вот мнение руководителя программ Московского бюро Международной организации по миграции Павла Шалуся: «Рост рядов профсоюза доказывает, что он на правильном пути. Его работа тем более благородна, что он защищает интересы не только членов профсоюза, тем не менее и тех, кто официально не входит в него. А одна из главных задач этого профсоюза сегодня состоит в том, чтобы выработать у трудящихся чувство достоинства, которое не позволяло бы работодателю пренебрежительно относиться к трудящемуся-мигранту.
Когда мы сплочены, то появляется возможность добиваться и достойной зарплаты. Ценность работы профсоюза тем более возрастает из-за того, что само трудоустройство мигрантов сегодня часто разные дельцы стремятся превратить в товарную операцию. Расплодилось обилие посредников, жаждущих погреть руки на оформлении приезжающих. В этом смысле профсоюз трудящихся-мигрантов играет благородную роль, помогая трудовым мигрантам в решении их многих проблем».
С такой постановкой вопроса согласен Р. Каримов, который в докладе говорил: «В борьбе за равные права и достойные условия труда профсоюз поддерживает контакты с крупнейшими профцентрами. Мы по-прежнему стоим на позиции: там, где трудовой мигрант встречает на своём рабочем месте уже действующий российский профсоюз, в интересах самого мигранта стать членом именно этого профсоюза. К сожалению, с такими профсоюзными организациями мы встречаемся очень редко. В том числе и потому, что капиталистический предприниматель-работодатель не заинтересован в появлении какого-либо профсоюза своих работников, отстаивающего права людей труда. В таких ситуациях мы проводим агитацию за вступление в наш профсоюз трудящихся-мигрантов. И есть немало случаев, когда к нам обращаются за помощью и вступают в наш профсоюз российские рабочие».
Судя по докладу, работодатели предпочитают не заключать трудовые договоры с мигрантами. Были приведены два примера. 20 мигрантов были наняты на стройку работать в ночную смену с условием посменной оплаты в размере 1700 рублей. По окончании работы их труд был оплачен из расчёта… 1000 рублей за смену. Другой группе работников на строительстве кинозала в гостинице «Москва» обещали подённую зарплату в размере 1500 рублей. Четыре месяца мигранты работали без зарплаты, из-за чего задолженность превысила 1 миллион рублей. После завершения подряда работодатель исчез. За последний год за помощью в разрешении трудовых конфликтов в профсоюз трудящихся-мигрантов обратились 169 человек. Из них только 27 (шестая часть) являются членами профсоюза.
Озабоченность делегатов недостаточной численностью профсоюза звучала во многих выступлениях. Председатель Московского областного комитета профсоюза трудящихся-мигрантов Аббос Ашубов обратил внимание на то, что профсоюз работает по преимуществу в столице и в Подмосковье. Попытки создать региональные отделения на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке заканчиваются, как правило, неудачей. Причину неуспеха он видит в отсутствии энтузиастов, какие в то же время могли бы работать на профессиональной основе.
А вот как объясняет свою заботу о численности рабочего союза приехавший из Армении водитель Давид Варданян: «У меня заканчивалась регистрация. Пришёл в профсоюз — мне помогли её продлить. И я — не исключение. Они многим людям помогли».
Менеджер одной из московских компаний Ирина Икромова, приехавшая с Украины, считает, что «когда говорится о недостаточной численности нашего профсоюза, то надо иметь в виду, что приехавшему в Россию мигранту о нём просто негде узнать. Смотреть Интернет у него нет возможности. Остаются только знакомые, я, например, узнала о профсоюзе от них. Тем Не Менее это означает, что трудовому мигранту негде узнать и основы законодательства о миграции. Если бы я не попала на проводимый профсоюзом семинар, я бы также ничего не знала. А семинары очень полезные: на них разбираются реальные ситуации, анализируются конкретные примеры».
Добрые слова о проводимых профсоюзом семинарах говорили многие выступавшие. «За отчётный промежуток времени, — объяснил Р. Каримов, — прошло 38 таких семинаров. Хотелось бы отметить большой вклад в их проведение Турсуной Алимардоновой. Во многом её стараниями и стараниями её помощников-организаторов тысячи трудовых мигрантов имеют возможность в товарищеской, благожелательной атмосфере услышать о всех новостях миграционной политики РФ, задать вопросы и получить на них компетентные ответы. Трудно переоценить значение этих семинаров: как известно, незнание миграционного законодательства обходится очень дорого для трудового мигранта. Оно грозит административными штрафами и, самое болезненное, административными выдворениями и запретами на въезд в Россию сроком до пяти лет. Нет нужды рассказывать, что это значит для работника, который часто один содержит несколько человек, оставшихся на родине».
Братья и сёстры по общему горю
С убедительным словом обратился к делегатам Бурхон Баротов. Он — повар, приехавший из Таджикистана. Его речь подкупала особой доказательностью: «На рынке труда
погоду делают работодатели. Хотя государство призвано контролировать соотношение между трудом и его оплатой, оно этой обязанности не выполняет. Сегодняшнее законодательство РФ не способствует защите рабочими своих прав. Понятно, что профсоюз должен протестовать против такого законодательства. Тем Не Менее одному профсоюзу трудящихся-мигрантов это не под силу. Значит, надо искать возможности сотрудничества с теми российскими профсоюзами, какие готовы вести борьбу за изменение законодательства.
В такой ситуации надо понимать роль, которую выполняют нелегальные мигранты. Работодатели используют их не только против российских рабочих, тем не менее и против их соотечественников, являющихся легальными мигрантами. Профсоюз может многое сделать, чтобы помочь мигрантам легализоваться и стать добросовестными налогоплательщиками. Тем Не Менее у него есть очень сильный противник, это — работодатель. Он сплошь и рядом мешает мигранту выполнять требования российского законодательства: так у него больше прибыли.
По сравнению с советским временем, когда о развитии народного хозяйства заботилась Коммунистическая партия, сейчас экономика работает плохо. Ни в одной республике, кроме Белоруссии, до сих пор не достигнуты показатели 1990 года. Капиталист же заботится только о своей прибыли. Хочу отметить, что успехи нашего профсоюза в том, что он берёт из советского прошлого всё хорошее, что в нём было. Он ориентирует людей на добросовестный труд и на дружбу народов».
Б. Баротов поделился опытом своего общения с полицией: «Когда меня просят предъявить паспорт, я достаю его и открываю. Спрашивают: «А это что за бумажка?» Отвечаю: «А это квитанция об уплаченном налоге». Больше ничего не спрашивают. Ни о том, где я прописан, где работаю, как работаю… И то, что теперь будет патент, это явный плюс». Тем Не Менее при этом выступавший привёл интересную арифметику: «Говорят: цена патента будет 4 тысячи рублей в месяц. Посчитаем это как подоходный налог. Чтобы он составлял 13%, надо иметь месячную зарплату не меньше 31 тысячи рублей. Я не уверен, что многие мигранты имеют такую зарплату. К тому же не ясно, как будут перечисляться средства в Пенсионный фонд и так далее. Поэтому не могу сказать, как пойдёт дело с патентами».
Бурными аплодисментами делегаты оценили выступление члена ЦК профсоюза Евгении Спринчан, работающей помощником по хозяйству: «До 1991 года Молдавия была Советской Социалистической Республикой. Честно скажу: у меня ностальгия по тем временам — тогда была работа, была хорошая жизнь. И всё это разрушили, всё перевернулось вверх дном. Когда я осталась без работы, то, чтобы прокормить свою семью, своих родителей, начала поиск работы за пределами Молдавии, потому что дома я не видела никаких перспектив. Я поехала в Европу. Тем Не Менее там продержалась недолго. По многим причинам я поняла, что ошиблась. Поняв, что мне там не место, переехала в Россию. Да и здесь несладко. Я согласилась на каторжный труд, не достойные человека условия. Тем Не Менее, несмотря на все трудности, тем не менее здесь, в России, я чувствую себя комфортнее. И со мной согласятся многие из моих земляков…»
Солидарен с позицией Е. Спринчан мигрант из Узбекистана, оператор ООО «Техноэнерго» Улугбек Машарипов: «В последние два десятилетия кардинально изменилась ситуация на постсоветском пространстве. В результате миллионы людей стали вынужденными мигрантами. Именно вынужденными. Если бы они дома могли найти работу, не ехали бы сюда, за тысячи километров, оставляя своих родных и близких. Приезжая в Россию, мигранты сталкиваются с огромными трудностями. Если человек не знает языка, это ещё полбеды. Куда труднее найти местного жителя, который бы прописал его. А ещё необходимость бесконечно посещать миграционную службу. К тому же чуть ли не каждую неделю принимаются ужесточающие положение мигрантов законы и миграционные правила.
Например, с 2015 года стало обязательным знание русского языка для получения разрешительных документов. А там такие вопросы, что не каждый гражданин РФ сумеет ответить на них. Патент в новом году подорожал в три раза. А мигрант ещё должен покупать продукты питания минимум на 4—5 тыс., это без учёта бешено растущих сейчас цен. За койку приходится платить 5—6 тыс. рублей. Получается: чтобы нормально существовать, мигрант должен расходовать в месяц не менее 15 тыс.. Для сравнения: минимальный размер оплаты труда в 2014 году составлял 5965 рублей. Таким образом, минимальные расходы мигранта почти в 3 (три!) раза превышают минимальный размер оплаты труда. Это значит, что кому-то очень выгодно вытолкнуть трудящихся-мигрантов из России.
Кстати, по статистике МВД, в России мигрантами совершается не более 4% преступлений. А если посмотреть телевизор, то создаётся впечатление, что чуть ли не все 100%».
Сурово оценил ситуацию переводчик Мухитдин Шарипов: «Те, у кого власть, предоставляют нам два выхода. Первый: погибнуть от нищеты. Второй: объединяться и бороться. Поодиночке никто не сможет противостоять огромной карательной государственной машине».
Его мысль развил приехавший на заработки с Украины работник клиринговой компании «Ренова» Борис Золотарев: «Сила профсоюза — в солидарности трудящихся. В Советском Союзе солидарность трудящихся и дружба народов были реальностью. В формировании этих качеств участвовали и профсоюзы. Тем Не Менее жажда наживы уничтожила великую страну».
Врач-косметолог Лола Ахророва предложила «создать культурно-просветительный центр для трудящихся-мигрантов, чтобы ценность дружбы народов становилась ценностью каждого, кто приехал трудиться в Россию. Такой центр стал бы пропагандистом и русского языка, и русской культуры. Мы же знаем, что после разрушения Советского Союза связи между народами бывших союзных республик очень ослабли.
Вся наша жизнь держится на трёх китах: любовь, дружба народов и патриотизм, под которым мы понимаем гражданский долг, человеколюбие, любовь к Отечеству и высокие духовные качества человека. Если мы сохраним в себе и в обществе данные три качества, то мы всё победим, в том числе рыночную экономику».
Профсоюзную конференцию трудящихся-мигрантов открывал старейший из делегатов 72-летний поэт Алексей Авганов. Потом он выступал в прениях и начал так: «Я долго думал, как к вам обращаться. Решил: братья и сёстры. Мы с вами братья и сёстры по общему горю.
Мы были одной страной. К нам приезжали из Иванова, чтобы научить ткать полотно. Мы из Таджикистана выезжали в другие республики, чтобы научить выращивать хлопок. Это были не только экономические, тем не менее и прочные человеческие связи. Мы должны сохранять это наше богатство. Тем Не Менее сейчас появились люди, какие хотят доказать, что ничего этого не было. Наша задача: не позволить им исказить не только историю, тем не менее и нашу с вами жизнь. Это сегодняшние власти превратили прежде братские республики в страны-изгои. Мы против такого положения.
После того как оформлены все разрешительные документы, заплачены налоги, мы должны ходить с высоко поднятой головой: мы никому ничего не должны. Мы — хранители нашей общей истории. А если кто-то из мигрантов что-то неправильно делает, то мы осуждаем его так же, как и русские люди. Мы приехали в Россию не для того, чтобы быть для неё нахлебниками. Мы приехали работать. Специалисты подсчитали, что не менее 7% ВВП РФ делается мигрантами. К тому же мы приносим в Россию всё богатство наших национальных культур. Происходит взаимное обогащение: мы приобщаемся к русской культуре, а русские начинают лучше понимать культуру своих соседей.
Я слушал здесь выступавших и радовался: они говорили как настоящие представители рабочего класса, самой главной силы на земле. Они понимают, что свои права надо отстаивать по-рабочему».
Главное слово — борьба
Представитель Всемирной федерации профсоюзов Александра Либери отметила борьбу, которую ведёт профсоюз за права мигрантов: «Это составная часть борьбы всего рабочего класса за права наёмных работников, живущих и трудящихся в России, за права международного рабочего класса».
Она указала на активное участие профсоюза в деятельности ВФП: «Став членом большой международной семьи классовых профсоюзов, профсоюз трудящихся-мигрантов тем самым способствовал укреплению международной координации в деле защиты прав мигрантов, а она ведётся не только на национальном, тем не менее и на международном уровне. Ваше решение стать членом ВФП означало яркое проявление вашей пролетарской интернациональной солидарности. Ваш профсоюз становится заметно сильнее, когда координирует свою борьбу с трудовыми движениями трудящихся, действующими в международном масштабе. Профсоюз трудящихся-мигрантов России принимал активное участие в работе международных профсоюзных конференций в Египте, Боливии, Греции, на Кипре, в ежегодном профсоюзном форуме в Китае, в форуме Международной организации труда в Азии, который прошёл в Малайзии».
Ещё одну грань интернационализма высветил дизайнер азербайджанец Фархад Садихов: «Мы должны относиться к России, как к своему дому. Без этого нашего внутреннего уважения к ней в отношении к мигрантам не будет никаких перемен. Нам выпало сохранить советские стандарты, человеческие нормы дружбы между народами. Люди, приезжающие сюда, должны понимать, что нынешний режим старательно навязывает россиянам другие стандарты, какие якобы соответствуют новой эпохе. А для простого гражданина РФ эта новая эпоха состоит в основном в том, что она поставила его на грань выживания. Надо понимать, что тяжёлое положение не только у нас, тем не менее и у него. А что сегодня приехали мы, то мы и должны заботиться о сохранении советских традиций дружбы народов. Любое отступление от этого постулата приведёт всех нас к погибели. Тем Не Менее из этого следует, что нам надо проводить огромную воспитательную работу между молодых мигрантов, чтобы они понимали, что сегодняшняя Россия — это новый Ноев ковчег. И каждый из нас должен вносить свою лепту в построение нашего общего нового дома».
Отношения между россиянами и вытолкнутыми капитализмом со своих родных мест мигрантами — дорога с двухсторонним движением. Об этом говорят документы октябрьского пленума ЦК КПРФ. В докладе Президиума ЦК КПРФ пленуму отмечается:
«Перед нами стоит задача вести поиск путей идейного влияния на трудовых мигрантов, особенно тех, что вливаются в многонациональный рабочий класс Российской Федерации.
1. Требуется рассматривать разрешение проблемы трудовых мигрантов как существенную часть деятельности по повышению роли КПРФ в пролетарской среде. Нужно осмысление противоречивых процессов трудовой миграции через призму программного положения КПРФ о восстановлении Союза ССР.
2. Отделу ЦК по национальной политике стоит проработать вопрос о создании общественного совета по сотрудничеству с трудовыми мигрантами. В состав совета можно пригласить ветеранов КПСС, имеющих опыт деятельности в союзных республиках. Одной из задач совета могла бы стать разработка рекомендаций по сотрудничеству партийных отделений с трудовыми мигрантами.
3. Нужно активнее инициировать установление постоянных связей региональных комитетов КПРФ с национальными землячествами. Думается, что Московскому городскому комитету пора создать общественный совет из числа коммунистов, профессионально занимающихся межнациональными отношениями, для создания методик сотрудничества с разными национальными и профессиональными группами трудовых мигрантов».
К сожалению, об этом никто участникам конференции не рассказал.
Примечательно, что полученная конференцией телеграмма от И.И. Мельникова вселила в её участников надежду, что фракция КПРФ проявит законодательную инициативу, направленную на реальную защиту интересов трудящихся-мигрантов. Об этом ярко и убедительно говорил в своём выступлении М. Шарипов. Аргументированно критиковал Федеральный закон «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства» Р. Каримов. Он отметил совершенно несуразную ситуацию, когда на миграционный учёт не мигрант становится, а его ставит «принимающая сторона», которой признаётся либо работодатель, либо лицо, сдающее жильё. Тем Не Менее ни тот ни другой не заинтересованы в регистрации нелегальных мигрантов, так как она сокращает их прибыль.
Большое внимание правовым вопросам было уделено в выступлении юриста ЦК профсоюза трудящихся-мигрантов Камиля Дилмурадова. На важную грань законотворческой проблемы обратил внимание Б. Баротов: «Творчество профсоюзов в области законодательства состоит ещё и в том, что надо найти новые результативные способы, какие бы дали возможность трудящимся овладеть миграционным законодательством. Считаю, что на проводимых нашим профсоюзом семинарах надо говорить об обязанностях не меньше, чем о правах».
Исключительно уважительно делегаты относятся к «своей газете», а выступление редактора «Вестей трудовой миграции» Александра Попова слушали прямо-таки затаив дыхание. Издание не только уделяет серьёзное внимание информации о жизни мигрантов, тем не менее и выполняет роль юридического консультанта и мудрого наставника.
Что касается оценки деятельности ЦК профсоюза трудящихся-мигрантов, то её суть замечательно выразил строитель из Таджикистана Абдуджабор Косимов: «Главная моя оценка: я верю нашему профсоюзу».
И ещё об одной микродискуссии, случившейся под занавес конференции. Уборщица территории в ООО «Вольтмаш» Бибисаро Шукурова закончила свою страстную речь призывом: «Мигранты всей России, соединяйтесь!» Выступая с заключительным словом, председатель ЦК профсоюза Р. Каримов решительно заявил: «Мигранты всей России, соединяйтесь!» — это узкий лозунг. Наш лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
По материалам сайта КПРФ