Председатель Федерации профсоюзов Новосибирской области, депутат Заксобрания области от КПРФ Александр Козлов примет участие в предстоящих выборах главы Федерации независимых профсоюзов России, составив конкуренцию её действующему председателю Михаилу Шмакову. Лидер новосибирских профсоюзов считает, что надо обновить руководящий состав ФНПР и наконец-то начать реально защищать интересы человека труда. Пока КПД Федерации профсоюзов ниже, чем у паровоза, утверждает А. Козлов.
С САМОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФНПР её председателем является Михаил Шмаков, руководящий профсоюзами уже более 20 лет. Председатель Федерации профсоюзов Новосибирской области Александр Козлов, выдвинутый новосибирскими профсоюзами на пост председателя ФНПР, уверен: организация нуждается в серьёзных переменах. Свою позицию он представил на недавней пресс-конференции.
«Мы недовольны эффективностью руководства ФНПР», — начал своё выступление А. Козлов. По его словам, правильные решения, какие принимаются на каждом съезде, потом не выполняются. В первую очередь это касается соблюдения 133-й статьи Трудового кодекса, определяющей, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже величины прожиточного минимума. Но в 2012 году, например, МРОТ был чуть более 5 тыс. рублей, а прожиточный минимум — уже 7 тыс.. С 1 января нынешнего года МРОТ составил 5695 рублей, в то время как прожиточный минимум — 8 тыс. 731 рубль.
— Мы в Новосибирской области данный вопрос держим на контроле, — продолжил А. Козлов. — У нас действует трёхстороннее соглашение между губернатором, работодателями и профсоюзами, подписанное в декабре 2012 года, по которому минимальный размер заработной платы для работников бюджетной и внебюджетной сферы выше прожиточного минимума. Главная проблема — нелегальный труд. А на самом деле главная проблема, которой должны заниматься профсоюзы, — это размер заработной платы. Съезд утвердил лозунг «Без борьбы нет победы», а где ваша борьба, руководители ФНПР?
А. Козлов убеждён, что в борьбе за права трудящихся профсоюзы обязаны использовать такой метод, как забастовки, показавший свою эффективность во всём мире. Но развитию забастовочного движения в России мешает трудовое законодательство, поэтому люди, скорее, выберут голодовку. Он привёл в пример Бельгию, где из-за увольнения 50 рабочих бастовал весь завод, в том числе потому, что у них был забастовочный фонд. ФНПР, по его мнению, не позаботилась о развитии этой формы защиты прав трудящихся. Закончил он своё выступление двумя простыми словами: «Пора менять».
Как будет проходить процедура выборов председателя ФНПР? Для большинства членов разных профсоюзов это — загадка. Александр Козлов напомнил, что выборы председателя организации состоятся 7 февраля в Сочи. В выборах примут участие 700 делегатов съезда. В своё время он был участником учредительного съезда ФНПР и напоминает, что тогда все стремились сделать профсоюзное движение России максимально демократичным:
— Были предусмотрены и тайное голосование, и соперничество кандидатов. К сожалению, сейчас руководство ФНПР и лично Михаил Шмаков перестроили систему так, что по существующим порядкам невозможно нормально провести выборы. Коллеги выдвинули меня, и я согласился — хотя бы для того, чтобы посмотреть, как действует эта процедура. В соответствии с уставом ФНПР председатель избирается на съезде, высшем органе. Но порядок избрания определяет генеральный совет, решающий, каким быть голосованию, сколько будет кандидатов и т.д.
Есть ещё один нюанс: Шмаков, которому исполнилось недавно 66 лет, может участвовать в выборах, а его конкуренты должны быть моложе 60 лет. Таких в руководящих органах профсоюзов по всей стране, по словам Александра Козлова, только четвёртая часть. Кстати, последний раз выборы председателя прошли в 2011 году, оказавшись фактически безальтернативными, так соперниками Михаила Шмакова были Андрей Исаев, снявший потом кандидатуру в пользу Шмакова, и руководитель профсоюза судостроительной отрасли Владимир Макавчик, которого забаллотировал генеральный совет ФНПР. Александр Козлов считает тот случай произволом, решать, кто будет возглавлять профсоюзы, должен, по его мнению, съезд, а не генеральный совет.
— Мы президента страны выбираем без ограничений, кроме возрастной планки, — говорит он. — А здесь — за делегатов съезда решают. Надо данную систему ломать. Я внёс предложение: рассмотреть на генеральном совете ФНПР и внести изменения в пункт 6 статьи 6, устанавливающий возрастные ограничения. Опыт измеряется не годами, а отношением к делу. У всех должны быть равные права. Пункт должен быть убран или заменён встречным предложением, чтобы и действующий председатель, возраст которого более 60 лет, не мог участвовать в выборах.
Сейчас А. Козлов занимается переговорами с представителями регионов, работает над составлением программы. Представители Республики Коми его уже поддержали по части отмены возрастного ограничения при выборах председателя. У новосибирских профсоюзов есть опыт противостояния с руководством ФНПР: съезд проголосовал против превращения Федерации профсоюзов Новосибирской области в отделение ФНПР, что позволило областной Федерации профсоюзов сохранить самостоятельность, в частности, вести переговоры с руководством области, не оглядываясь на Москву.
В ходе пресс-конференции А. Козлов, являющийся членом фракции КПРФ в областном парламенте, неоднократно подчёркивал, что прежде всего стремится защищать интересы человека труда.
— Предложения коммунистов более правильные, чем те, что вносит «Единая Россия», — считает А. Козлов. — Например, при рассмотрении областного закона «О ветеранах труда» «единороссы» вычеркнули из списка тех, кого можно считать ветеранами, несколько категорий получивших ведомственные награды — атомщиков, учёных, работников потребительской кооперации. Мы, фракция КПРФ, доказывали и всё-таки убедили Виктора Толоконского (экс-губернатор Новосибирской области. — И.С.) в нашей правоте.
По словам Александра Козлова, активная позиция областной Федерации профсоюзов позволила решить ряд вопросов в пользу трудящихся.
— В первую очередь это зарплата, — поясняет он. — Первое соглашение о минимальном размере заработной платы действовало с 2010 года: 7800 рублей для работников внебюджетной сферы, 5685 рублей для бюджетников и 5400 рублей для работников поселкового хозяйства — мало, к сожалению, но больше, чем в среднем по стране. Мы добились того, чтобы из бюджетов города и области выделялись средства на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы. Требовали поддержки детских лагерей — сейчас ежегодно выделяется на это больше сотни миллионов рублей. Здесь нам помогли коммунисты в Законодательном собрании Новосибирской области. Говорили о необходимости создания программы по развитию промышленности, поселкового хозяйства. Не было бы счастья, да несчастье помогло: кризис заставил заняться этим вопросом специалистов областного правительства.
А. Козлов завершил своё выступление словами: «Главное — быть полезными членам профсоюза». Чувствовалось, что он готов бросить вызов руководству ФНПР и и вправду вдохнуть новую жизнь в профсоюзный механизм, заставить его реально, а не на словах работать на трудящихся.
По материалам сайта КПРФ