| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | На одной из недавних пресс-конференций министр здравоохранения РФ В. Скворцова, отвечая на вопросы по поводу реформ в московском здравоохранении, заявила, что ничего страшного не происходит, просто врачам и горожанам плохо объяснили, в чём суть проводимых преобразований.
Министру вторят профессора Высшей школы экономики С. Шишкин и И. Шейман, какие так прямо и заявляют: «Сокращение коечного фонда и числа больниц — это не столько средство экономии, сколько прежде всего способ повышения качества медицинской помощи». Мы попросили прокомментировать данные заявления председателя правления Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования доктора медицинских наук Гузель УЛУМБЕКОВУ.
Согласитесь: это весьма своеобразный подход к повышению качества медицинской помощи. Его реализация привела к тому, что сегодня в структуре департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) не хватает 23 тыс. коек. С учётом того, сколько больных за год лечатся на каждой койке, такой дефицит означает, что 620 тыс. пациентов, нуждающихся в госпитализации в 2015 году, не смогут получить гарантированную медицинскую помощь в стационарах.
Чтобы министру и профессорам было понятнее, поясним сложившуюся в Столице России ситуацию. Численность населения Москвы составляет 12,1 млн. человек. Плюс почти 2 млн. человек — это приезжие из других регионов России и ближнего зарубежья. Ежегодно дополнительный поток поступающих по экстренной помощи в стационары ДЗМ из их числа cоставляет 340 тыс. человек.
В Столице России на 2015 год территориальной программой государственных гарантий (ТПГГ) запланировано 0,182 случая госпитализаций на 1 человека в год. Это означает, что общий объём госпитализаций должен составить 2,2 млн. в год. Тем Не Менее с учётом дополнительного потока приезжих пациентов (0,34 млн.) всего в стационарах столицы необходимо пролечить 2,54 млн. человек.
Кроме больниц регионального подчинения, в Столице России также есть федеральные (16 тыс. коек) и ведомственные (8 тыс. коек) стационары. Правда, действуют в них, без учёта коек на ремонте, лишь 22,8 тыс. коек. С учётом того, что в 2013 году в среднем на «федеральной койке» пациент лежал 12,5 дня и, вероятно, столько же в ведомственных клиниках, за год в федеральные и ведомственные больницы всего смогут попасть на лечение 0,532 млн. человек. И только 60% из них, или 0,32 млн., — москвичи по программе госгарантий.
В Столице России в структуре ДЗМ после всех проведённых в 2014 году сокращений осталось менее 59 тыс. действующих коек. За год здесь может быть пролечено 1,6 млн. пациентов (из расчёта 11,7 койко-дня — средней длительности пребывания пациента на койке, установленной ТПГГ на 2015 год).
И если сложить две цифры — 0,32 млн. и 1,6 млн., то получим итоговое число пациентов, какие смогут получить лечение в Столице России в 2015 году: 1,92 млн. человек. Всего же, как мы помним, необходимо пролечить 2,54 млн. человек. Таким образом, 620 тыс. нуждающихся не смогут получить бесплатное стационарное лечение в Столице России в 2015 году. Далее расчёты показывают, что дефицит коек в Столице России в настоящее время составляет 23 тысячи.
ЛЮБИТЕЛИ всякого рода «инноваций» и «оптимизаций» могут предложить увеличить интенсивность работы койки или сократить длительность пребывания в больнице, скажем, до 5 дней. Этого делать категорически нельзя. Состояние многих пациентов, какие выписываются ранее 7 дней, требует наблюдения врачей в первичном звене здравоохранения (то есть в поликлиниках. — А.Д.), а в Столице России этих врачей сегодня огромный дефицит (их в 1,6 раза меньше, чем необходимо: 4,7 тыс. вместо 7,4 тыс.). Так что дополнительную нагрузку по наблюдению за «досрочно выпущенными» из больниц пациентами взять просто некому.
Некоторые скажут, что можно было бы освободить койку путём перевода части пациентов на койки реабилитации, паллиативные, койки сестринского ухода или, например, в системе социальных учреждений. Тем Не Менее и это невыполнимо, так как коек реабилитации в Столице России в 2,8 раза меньше, чем в «старых» странах ЕС (соответственно — 0,18 и 0,51 на 1 тыс. населения), сестринских и паллиативных (облегчение страданий безнадёжно больных) коек вместе взятых в 6 раз меньше (соответственно — 0,07 и 0,42 на 1 тыс. населения), а в социальных учреждениях — в 6,6 раза меньше (соответственно — 1,34 и 8,9 на 1 тыс. населения). И, наконец, занятость койки в году более 310 дней грозит ростом инфекционных осложнений.
Трудно даже предположить, что подвигло федерального министра и профессоров из ВШЭ при таком удручающем состоянии здравоохранения в Столице России искать всё новые оправдания деструктивным реформам. По материалам сайта КПРФ |