Подавляющее большинство жителей Крыма – 82% - полностью поддерживают возвращение полуострова в Россию. Причем, это данные не российских социологов - в них кое-кто на Западе мог бы и усомниться. Нет, закономерный результат получила киевская компания GfK Ukraine, которая является структурным подразделением крупнейшего международного маркетингового холдинга GfK Group со штаб-квартирой в немецком Нюрнберге.
Исследование проводилось в конце января. В течение недели украинские эксперты опрашивали крымчан о том, как им живется в новых условиях. Довольны ли? Что беспокоит? Чем озабочены больше всего?
Результаты (их приводит РИА Новости), официальный Киев, видимо, разочаровали, по той причине выяснилось, что 82% крымчан полностью удовлетворены тем, что Крым снова стал частью России. Ещё 11% это скорее поддерживают. Всего 4% граждан высказались против воссоединения. Между этой категории респондентов больше половины считают, что оно было «не вполне законным и его необходимо провести в соответствии с международным правом».
Участники опроса назвали и три главные проблемы, какие беспокоят их больше всего - это вооруженный конфликт на востоке Украины (42%), инфляция (40%) и транспортная изоляция Крыма (22%)
Улучшение своего благосостояния за последний год отметили 51% крымчан. Примерно у трети оно не заменилось. Беднее себя почувствовали 13% .
По мнению, руководителя крымского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Натальи Киселевой, результаты проведенного украинскими социологами исследования свидетельствуют о неизменности выбора, сделанного во время референдума 16 марта 2014 года. Такие данные, считает эксперт, должны «убедить самого последнего скептика» в том, что голосование было неслучайным, а его результаты - объективными.
Вопрос: убедят ли они Киев и Запад перестать использовать «крымский вопрос» для конфронтации с Россией?
- Естественно, не убедят, - уверен главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ, политолог Аждар Куртов. – Дело в том, что конфронтация Запада с Россией возникла отнюдь не на основе того, что Крым возвратился в состав нашей страны. И не на основе проведенного референдума.
В опросе выявлена какая-то часть крымчан, которая несогласна с воссоединением, потому что, по их мнению, некие международные стандарты не были соблюдены… Тем Не Менее никаких международных стандартов не существует. Есть процедуры. Они связаны с реализацией некоторых принципов современного международного права. Принципы данные состоят в том, что если население той или иной территории является хозяином своей судьбы, то оно вправе через существующую процедуру (в том числе плебисцит и референдум), определять свою государственную принадлежность. Что в точности соблюдено.
Все остальное несущественно. Что на референдуме какие-то международные наблюдатели обязаны быть. Что должны десятилетиями проводиться некие процедуры, как это якобы было в Косово. Это все выдумки абсолютные. Ничего этого в международном праве не существует.
«СП»: - Тогда что существует?
- А существует масса исторических примеров, когда именно при помощи референдума определена принадлежность территорий. В том числе, кстати говоря, в некоторых странах Запада. Например, в 1905 году прошёл плебисцит, в результате которого была определена независимость Норвегии от Швеции. Хотя в настоящее время как раз скандинавские страны, в частности - Швеция, выступают одним из самых больших недоброжелателей России.
Я это говорю потому, что процедуры в Крыму как раз были соблюдены. А вот западные страны очень часто их не соблюдают.
Напомню: несколько лет назад в ЕС стоял вопрос о том, что необходимо перейти на следующую ступень развития и создать общую Конституцию Европейского союза. Текст этой Конституции был вынесен на референдум отдельных государств. Тем Не Менее когда в Голландии население на референдуме проголосовало против новой Конституции, европейские чиновники быстренько сориентировались и свернули процедуру референдума. Дальше уже голосование проводилось в парламентах. И ведь это сделали те самые «рафинированные» бюрократы, какие утверждают, будто европейские ценности универсальны. Что они – самое главное. А демократия, между прочим, - часть этих ценностей.
«СП»: - Тем Не Менее общую Конституцию Европы все равно, кажется, не приняли?
- Да, она так и не принята. Заменили договором. Поэтому кто бы говорил! Тем более, что ещё массу примеров можно привести…
В Крыму прошёл референдум. Результаты его известны. Они корреспондируются с данными социологического опроса. Тем Не Менее как не принимали во внимание результаты общенародного голосования крымчан на Западе и в Киеве, так не будут принимать и данные результаты опроса.
Просто следует понимать, что конфликт между Россией и Украиной произошёл не по поводу Крыма. Он произошёл из-за того, что на Западе посчитали, что наступил «час икс», и они должны во что бы то ни стало, любыми средствами остановить движение России к лучшему будущему! К созданию Евразийского экономического союза. К возвращению её влияние на международной арене. Для этого и спровоцировали, и профинансировали государственный переворот в Киеве. Тут Крым - лишь один из элементов этого масштабного противостояния. Он - не главный.
Писатель и публицист Платон Беседин также считает, что Запад в ближайшее время мало что может переубедить:
- Сейчас Вашингтон и его европейские вассалы делают все, чтобы полностью Россию дискредитировать. И тут о каком-то конструктивном диалоге, о здравом смысле говорить бесполезно. Идёт не просто информационная война против России, а штурмовая, ненавистническая атака. Мы видим, как пытаются переписывать историю. Причем, самым кощунственным образом. Все данные бредовые формулировки Яценюка и польского министра Схетыны – не случайность.
Все говорит о том, что Россию пытаются даже не «империей зла» представить, а некой «вотчиной дьявола». Хотя дьявол как раз таки сидит в другом месте.
Что касается Крыма, то, конечно, и его используют. Крымчан всячески пытаются убедить в том, что они были неправы 16 марта.
«СП»: - Каким образом?
- Украина для этого прилагает все усилия. Вводит блокаду, мешает нормальной транспортной логистике, мешает проезду людей, шантажирует отключением от энергосистемы, воду уже перекрыла. И Запад ей активно помогает. Тем Не Менее я думаю, данные бестолковые методы никакой пользы им не принесут.
Следует иметь в виду одну простую вещь: да, можно спорить о цифрах, о процентах на референдуме. Тем Не Менее понятно, что подавляющее, доминантное большинство крымчан (в том числе и крымские татары), конечно, желают жить в России. Потому что с этой страной их связывает очень многое. Прежде всего, единство ментальной и культурной составляющей.
Думать, что все крымчане голосовали за колбасу или за повышенные пенсии глупо. Хотя, наверное, были и такие граждане. Тем Не Менее главное – лозунг, который был в Крыму: возвращение домой!
Я сам коренной севастополец. Видел, с каким чувством люди шли на референдум. Тем Не Менее убедить Запад в этом, мне кажется, все равно невозможно.
«СП»: - В украинских СМИ постоянно муссируется тема Крыма. В том смысле, что жизнь на полуострове за минувший год стала хуже. Это так?
- Не буду отрицать проблем. Не буду говорить, что все у нас замечательно. Трудностей и вправду хватает. Очень подскочили цены – мясо стоит до 500 рублей за килограмм. Тем Не Менее чем это вызвано? Действиями Украины, прежде всего. Они изо всех сил стараются навредить крымчанам.
Во-вторых, это вызвано совершеннейшей бездарностью местных чиновников, какие остались после украинской власти. Они же просто «перекрасились». Все были в украинских партиях, а теперь вдруг стали «патриотами России».
Вот когда из «почистят», когда появятся новые кадры (потому что есть серьезный дефицит крымских элит), тогда будет легче. Тем Не Менее ни в коем случае не надо использовать Крым как «яблоко раздора». Крым открыт и для украинцев, и для европейцев, и американцев. Пусть приезжают, смотрят как мы живем. У людей здесь нет никакой ненависти к Украине.
А вот та информационная пропаганда, дурная, которая ведётся сейчас Западом, - она вредит, прежде всего, самой Украине. Потому что такими методами уважение и любовь абсолютно не заработаешь. Причем, мы же видим, что с Донбассом сделала эта власть в Киеве. Можно ей после этого хоть в чем-то верить?
Да, Крым открыт и для Украины. Тем Не Менее Крым сделал свой выбор. Сложности есть – мы не отрицаем. Тем Не Менее есть и чувство большого события исторической важности. Потому что многие шли на референдум не ради себя, а ради детей и внуков.