Крым продолжает оставаться объектом пристального зарубежного внимания и не только со стороны бывших соотечественников.
О том, что Украина никогда не считала полуостров полностью своим, можно не напоминать. Но на этой неделе вслед за санкциями Запада против крымчан, означающими фактическое признание того, что мы сами себя «оккупировали» (будь мы жертвами, за что бы нас наказывать?), ещё и со стороны Киева последовало неожиданное признание истинных настроений, царящих в республике по данным киевских социологов, более 80% крымчан поддерживают возвращение в Россию. Означает ли это признание, что там, за перешейком, наконец, «прозрели» или набрались мужества признать очевидное? Вряд ли. Скорее можно предположить, что бывшие сограждане лишь отрабатывают следующий ход в политической игре своих хозяев. Ну да Бог им судия. Не братья они нам.
Национальная политика на этой неделе стала предметом обсуждения участников совместного заседания Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Крыма, в котором приняли участие первые лица республики и представители национально-культурных и религиозных организаций.
- В марте 2014 года межнациональные отношения в Крыму прошли серьёзные испытания, в результате которых крымчане показали, как необходимо относиться к людям других национальностей, ценить и уважать традиции многонационального полуострова, напомнил глава Республики Крым Сергей Аксёнов.
- Несмотря на провокации со стороны Украины и попытки стравить представителей разных национальностей на нашем полуострове, крымчане живут дружно, отметил председатель Госсовета Владимир Константинов.
- С воссоединением Крыма с Россией, вхождением его в состав великой семьи народов мы говорим не столько о новых организациях, сколько о новой атмосфере межнациональных отношений, основа которых заложена российской Конституцией Республики Крым и указом президента России от 21.04.2014 № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», отметил Григорий Иоффе. Всё это создаёт перспективный каркас для создания в Крыму общества межэтнического согласия, взаимоуважения и взаимодействия. Общеизвестно, что эта сфера очень тонкая и требует бережного отношения.
В Крыму на пересечении православной и исламской культур проживают представители 125 национальностей, но под «национальным вопросом» традиционно понимается вопрос крымскотатарский. Жителям полуострова не необходимо объяснять почему.
- Пришла пора скорректировать курс движения и от проблем строительства российской государственности переходить к расширению диалога и налаживанию взаимопонимания с представителями разных наций, проживающими на полуострове, отметил председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений Иосиф Дискин.
Как сообщил председатель Комитета по межнациональным отношениям Госсовета Крыма Эдип Гафаров, менее 10 процентов крымчан «видят угрозу в национальном вопросе».
Первый заместитель председателя Госкомнаца Надир Номанов также констатировал, что, подводя итоги 2014 года, ситуацию в сфере этноконфессиональных отношений в Республике Крым можно назвать стабильной.
- Никогда в Крыму не было периода такой стабильности, как сейчас, отметил в свою очередь зампредседателя Общественной палаты РК, директор Агентства политического консалтинга, сопредседатель Крымского экспертного клуба Александр Форманчук.
По оценке эксперта, в промежуток времени украинской оккупации полуострова крымских татар искусственно противопоставляли большинству населения такой политики «перевёрнутой» пирамиды официальный Киев придерживался, видя в первую очередь в лидерах национального движения своих единственных союзников на полуострове. Но теперь на место Джемилева и Чубарова, дискредитировавших себя в глазах народа, приходят новые лидеры.
Опасность может представлять до поры не высказываемая вслух идея превращения Крыма в национальную республику, теперь уже в составе РФ. Разумной альтернативой, по мнению Александра Форманчука, может стать работающая по принципу экстерриториальности (то есть не привязанная к административным границам региона) национально-культурная автономия крымских татар, предоставляющая реальные возможности для сохранения и развития национальной культуры. Эксперт отметил, что весьма желательно было бы создание такой автономии украинцев, численность которых в Крыму оценивается примерно в 400 тыс.. Вырвав данную фразу из контекста, некоторые заинтересованные СМИ уже взбаламутили интернет-общественность и особенно эмоциональных крымских патриотов. При этом, разумеется, о том, что в России правом создания национально-культурной автономии воспользовался 61 народ, в стране действуют 17 национально-культурных автономий федерального уровня, а всего их в России около 800, сообщить не посчитали нужным. Подобными приёмами часто пользуются бывшие коллеги из-за перешейка.
Но, как показала историческая практика, крымчанам всегда хватало мудрости не дать себя втянуть в межнациональный и межконфессиональный конфликт, несмотря на более чем двадцатилетние усилия профессионалов уровнем повыше киевского.
- Способов рассорить народы только два: пролить кровь или начать делить деньги, отметила уполномоченный по правам человека в Республике Крым Людмила Лубина. Крови между нами не было, а делить нам было особенно нечего.
Поскольку Россия менее чем за год сделала для репатриантов больше, чем Киев за 23 года, деньги, выделяемые на обустройство, создают, по мнению омбудсмена, «некоторую напряжённость». Но не более того.
«Год назад, когда зашла речь о том, что Крым хочет оставить Украину и уплыть к России, «Фейсбук», напомню, кипел. Шесть тыс. триста сорок пять прогрессивных деятелей из России и семь млн. триста три пользователя с Украины, из США и стран Европы написали, что:
- Крым не хочет в Россию;
- Крым умрёт с голоду;
- Крым пожалеет и попросится обратно уже через год.
Споры стояли такие, что пух летел. Один Айдер Муждабаев из «МК» написал на данную тему 8 787 487 985 746 постов, вспоминает писатель Захар Прилепин.
И вот итог. Сегодня сама Украина проводит опрос и в собственных СМИ и публикует результаты, какие гласят следующее. Цитируем: «82% жителей Крыма полностью поддерживают аннексию полуострова Россией. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённые компанией GfK Украина. При этом 11% опрошенных сказали, что скорее поддерживают, а 4% высказались против». Интересный факт: если 4% против а крымских татар на полуострове 10%, что тогда получается? Что они также «за»? Причём в большинстве своём?»
После этой эмоционально-иронической цитаты невольно вспоминается звонок в редакцию из московского бюро «Аль-Джазиры» 16 марта 2014 года и недоумённые вопросы зарубежных коллег: «Объясните, как получилось, что в Бахчисарае голосуют? Ведь там же крымские татары! Что, и они тоже???». Да, также. Такие же крымчане, как и все остальные. Не лучше и не хуже.
Так было и так будет.
Николай ФИЛИППОВ.
По материалам информационного агентства Крымская правда