В конце марта прошло открытие Малой сцены Драматического театра им.Лавренева. Лично мне как постоянному зрителю и поклоннику лавреневцев приятней было бы назвать сцену не малой, а новой. Объяснением служат названия спектаклей, запланированных для показа на этой уютной сценической площадке, расположенной на третьем этаже театра. Думаю, не каждый из вас, даже самых опытных театралов со стажем, сможет похвастаться знанием драматургии аргентинца Карлоса Горостиса или добившегося международного признания российского автора и кинорежиссера Василия Сигарева. А между тем именно их пьесы были выбраны первыми для постановки на малой сцене театра, сообщает издание «Севастопольская газета».
Мелодраму «Паваротти» по пьесе К.Гаростиса «Старое танго» уже успела посетить часть севастопольской публики. В то время как премьера эксцентрической комедии «Детектор лжи», поставленной по пьесе В.Сигарева, состоялась лишь в минувшее воскресенье.
Главный режиссер театра заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский подверг театр риску, взяв в репертуар не следующий классический текст или кассовую комедию положений, а обратившись к современной пьесе, к драматургии, именуемой «новой драмой». С подобными текстами, да и спектаклями, севастопольские театры никогда до этого не работали. И это понятно, ведь не каждому режиссеру под силу и по душе обращаться к новому, весьма непривычному театральному направлению. Заставлять себя и актеров искать новые способы интерпретации текстов и проблем, заложенных авторами. Между тем именно «новая драма», к которой относится спектакль «Детектор лжи», наиболее точно умеет отражать действительность, в которой мы живем.
Главные герои спектакля — семейная пара среднего возраста, Надежда и Борис. В предисловии к пьесе автор дает понять читателям, что вся последующая история — сплошной вымысел, фантазия, которая родилась в его воображении. Но, читая данную пьесу и уж тем более смотря спектакль, постоянно убеждаешь себя в обратном, — данные герои живут между нас.
Надежда, санитарка Первой городской больницы, приглашает в дом гипнотизера, желая узнать, куда её супруг спрятал деньги. Борис отнюдь не страдает амнезией, а просто очень часто любит выпить бутылочку огненной воды и после этого, войдя в мир блаженства, теряет контроль над действиями и поступками.
Портрет этого мужчины 42 лет вполне типичен и узнаваем: по дому ходит в семейных трусах, увлеченно читает газету, который месяц не может починить вышедшие из строя пылесос и торшер. Если не ходит на работу, то пьет, если не пьет, то ходит на работу.
Образ супруги не менее хрестоматийный и в то же время современный: в душе — то ли Мэрилин Монро, то ли Бриджит Бордо, а в жизни — недовольная мужем женщина сорока лет, в нелепом светлом парике и с утюгом в руках. Понимаешь, что её жизнь и вправду скучна и монотонна, а радуется она лишь несколько раз в году, когда в отместку мужу съедает торты, оставшиеся после праздников.
В течение гипнотического сеанса каждый из них рассказывает о своих изменах друг другу, о той лжи и недосказанности, какие, возможно, и разрушили их брак. И хоть эта пьеса современная, написанная смелым и не ограниченным условностями языком, её финал все же заставляет нас вспомнить одно из известных изречений: «И вместе — плохо и врозь — нехорошо». Несмотря ни на что, они сядут в свои старые, слегка выцветшие кресла, возьмутся за руки и постараются выполнить последнюю установку гипнотизера: любить друг друга так, как когда-то очень-очень давно. Любить вечно. И быть счастливыми.
В спектакле герои говорили правду исключительно под действием гипноза. Чтобы узнать, понравилась ли севастопольцам новая работа театра, прибегать к услугам гипнотизера или проверке на детекторе лжи не пришлось. Постоянно прерывающие спектакль аплодисменты, одобрительные кивки, смех и сопереживание героям говорят об одном: подобные постановки необходимы. Они ожидаемы. И они совсем скоро станут такими же любимыми и востребованными, как и другие хиты последних сезонов: «Игроки», «Ужин с дураком» или «Пигмалион». Спешите видеть!