| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Евросоюз готовится уже 24 апреля созвать экстренный саммит по вопросам миграции из Северной Африки. Об этом сообщает ТАСС. Напомним: экстренный саммит потребовал созвать премьер Италии Маттео Ренци. Поводом послужило громкое ЧП: в Средиземном море, в 17 милях от побережья Ливии и в 130 милях от итальянского острова Лампедуза перевернулось 20-метровое судно, на борту которого находилось около 900 африканских нелегальных мигрантов. По информации итальянских властей, спасти удалось всего 28 человек.
Как отметил Маттео Ренци, требуется остановить поток судов, направляющихся из Северной Африки к берегам Европы. По его словам, 90% лодок с мигрантами выходят из портов Ливии, откуда налажена нелегальная перевозка людей в ЕС.
Ранее к северу от Ливии перевернулось другое судно с мигрантами – около 400 из них утонули. Всего же, по данным агентства ООН по делам беженцев, в 2014 году почти 3,5 тысячи североафриканских нелегалов погибли в Средиземном море при попытке добраться до Европы.
Казалось бы, европейцам впору сочувствовать: тысячи нелегалов, жаждущих любой ценой осесть в ЕС, создают прямую угрозу европейскому благополучию. Однако здесь уместно вспомнить, с чего начинался нынешний бардак в Ливии, «визитной карточкой» которого можно считать публичные казни – недавно исламисты обезглавили около 30 эфиопских христиан.
Именно Европа – в первую очередь Париж и Лондон – разжигали конфликт в Ливии. Сначала они демагогически требовали от Муаммара Каддафи «прекратить кровопролитие» и фактически уступить власть временному правительству из перебежчиков и представителей племенных элит. Потом помогали фрондерам оружием. А когда стало ясно, что племенные ополчения не в силах противостоять ливийской армии, именно европейцы протолкнули в Совете Безопасности ООН резолюцию № 1973, запретившую все полеты над Ливией и санкционировавшую «любые действия по защите мирных жителей и населённых ими территорий, за исключением ввода оккупационных войск». Кончилось дело бомбежками позиций правительственных войск, казнью самого Каддафи и погружением Ливии в кровавый хаос, из которого теперь с риском для жизни бегут в Европу нелегалы.
Так и подмывает спросить: чем тогда, в 2011-м, думали европейские политики? И чем они думали позднее, когда в 2013 году начали подзуживать киевский майдан к свержению президента Виктора Януковича? Не понимали, чем это чревато?
Для Украины послушное следование в фарватере политики Запада обернулось потерей Крыма, гражданской войной на Юго-Востоке, угрозой распада страны. А теперь – как и после свержения Каддафи – европейцы ломают голову: как спасти «незалежную», не дать ей скатиться в дефолт и полномасштабный хаос. Иначе небо Европе покажется с овчинку. Украина – это 45 миллионов человек, и от европейских границ их не отделяет Средиземное море. Ничего не отделяет.
Интересно, что будет делать Евросоюз, когда в него массово хлынут и украинские беженцы – люди, закаленные гражданской войной и не склонные жить, так сказать, по букве закона?
Чем объяснить недальновидность внешней политики ЕС, почему Европа наступает на одни и те же грабли?
– Действия Европы – это смесь идеализма и цинизма, и результат этих действий плачевен, – считает директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – С одной стороны, ЕС движут пацифистские воззрения. Часть европейского политического истеблишмента строит на этом карьеру, отстаивает данные взгляды на законодательном уровне. Однако в то же время – что страшно – одновременно существует и жуткий европейский цинизм, который заключается во фразе: «Все, что происходит за границами ЕС, и не задевает нас – нас не касается».
На данные воззрения накладывается составляющая со стороны Вашингтона, который продавливает в ЕС собственные политические инициативы. Последствия этих инициатив, вроде незаконной миграции, США в расчёт вообще не принимают. С точки зрения американцев, Европа – это часть НАТО, а НАТО – инструмент для решения американских политических задач.
Надо сказать, в начале конфликта в Ливии звучали голоса и европейских экспертов, какие предупреждали: обрушение системы безопасности в этой стране породит волну неконтролируемой миграции. Однако США данные голоса проигнорировали, а вслед за американцами – и их европейские союзники.
Да, «диктатор» Муаммар Каддафи – как называли его в ЕС – правил железной рукой. Однако при нем у простых граждан Ливии не было причин бежать из страны, да и уровень жизни был очень приличный. Однако сейчас Ливия превратилась просто в черную дыру, и бежать из неё, кроме как в Европу, некуда – южнее ситуация не лучше ливийской.
«СП»: – Почему европейцы не просчитывают последствия внешнеполитических шагов?
– Европа несвободна в своих политических решениях. Исключение я делаю лишь для Великобритании, которая достигла верха искусства в политической интриге, и является главной европейской союзницей США. Остальная Европа, скорее, склонна плыть в политике по течению: действовать под диктовку Вашингтона и не думать, что будет завтра.
«СП»: – Столкнется ли Европа в ближайшее время с неконтролируемой украинской миграцией?
– Отток население из Украины в Европу уже начался, однако пока он происходит в рамках закона. Украинцы желают попасть в ЕС легально, готовы проходить необходимые процедуры – и европейцев это устраивает.
Но если гражданская война захлестнет всю территорию «незалежной», украинцы просто начнут массово штурмовать пограничные пункты перехода и рваться в Европу. И их уже ничего не остановит, даже риск нарваться на пулю.
На деле, нелегальная миграция – огромная проблема для Евросоюза. Причем, пикантность ситуации в том, что эта проблема решения не имеет. Жестко противостоять мигрантам европейцы не могут – это не их стиль. А мягкими мерами в этой сфере ничего не добиться. В результате, мигрантов в Европе становится все больше, и рано или поздно именно они взорвут европейский мир.
– С точки зрения европейцев, Ливия и другие страны, из которых сейчас бегут жители, выглядят как государства, покушающиеся на свободу ЕС, – отмечает директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов. – Однако требуется помнить, что именно страны Евросоюза, совместно с американцами, разрушали многие стабильные режимы на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Северной Африке. Именно данные разрушения аукнулись сейчас волной беженцев в Европу.
Сегодня по тому же сценарию развивается и ситуация на Украине. Когда я впервые увидел евромайдан в прямом эфире телевидения ФРГ, я увидел вооруженных камнями, цепями, «коктейлями Молотова» людей, какие нападали на законных представителей власти. А за кадром спокойный немецкий голос говорил: это нормальный переход демократии из одного состояния в другое, все в порядке.
На деле, Европа на Украине столкнулась с огромной проблемой: 45 миллионов человек, какие проживают на территории «незалежной», сегодня готовы стать беженцами. Они готовы бежать от нынешнего киевского режима, который уничтожает экономику, безжалостно повышает коммунальные платежи и посылает молодых людей в качестве пушечного мяса на бессмысленную войну.
На мой взгляд, самый страшный сценарий для Украины – это превратиться в Ливию или Сирию. Сейчас в Европе все громче раздаются голоса, призывающие не впускать украинцев на территорию Евросоюза. Потому что есть риск, что они придут с оружием в руках и будут мстить, организовываясь в банды. И это похоже на правду.
Европейцы и в Ливии, и на Украине надеялись, что все потрясения будут происходить за границами ЕС. Однако они просчитались. Думаю, уже в ближайшие полгода-год Украина столкнется с масштабной гуманитарной и экономической катастрофой, и это самым серьезным образом затронет её соседей. Европу – в первую очередь…
– Нынешние проблемы Европы – прямое следствие войны в Ливии 2011 года, – уверен ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. – Именно тогда фактически рухнул французский проект Средиземноморского союза (международная организация, объединяющая страны Средиземноморья и страны, входящие в ЕС, – «СП»), на месте Ливии образовалась «черная дыра», и регулировать ситуацию в регионе стало некому.
Но должен заметить: подзуживала к свержению Каддафи, прежде всего, Великобритания. И сейчас от наплыва североафриканских мигрантов Британия не страдает – проблемы испытывают, в основном, Франция и Италия. Англичанам ослабление Парижа и Рима только на руку: это позволяет усилить позиции Лондона на Средиземном море. А главное, такая ситуация кладет конец французским амбициям создать на Средиземном море организацию, альтернативную НАТО.
А вот украинская миграция европейцам, скорее, проблем не создаст. Украина не граничит с богатыми странами ЕС, а в соседних странах – Польше, Словакии и Венгрии – сильны националистические настроения, и к украинцам относятся не лучшим образом… По материалам сайта КПРФ |