Воинствующий патриотизм президента Украины Петра Порошенко, на котором он в постмайданный промежуток времени старался строить свою публичную политику, может быть подвергнут большому сомнению. Репутационную подножку лидеру «незалежной» поставил адвокат Андрей Портнов, в недавнем прошлом – первый замглавы администрации смещенного в результате госпереворота президента Виктора Януковича. Портнов обнародовал накануне в Facebook любопытные документы о том, как после известного референдума о воссоединении Крыма с Россией Порошенко фактически вступил в переговоры с Москвой ради сохранения своего влияния над Севастопольским морским заводом.
Оказывается, 16 апреля 2014 года на предприятие пришло письмо из Минпромторга РФ с предложение о государственной поддержке. В нем, как указывает автор, Севастополь уже именовался городом федерального значения, а Автономная республика Крым – Республикой Крым. Однако это «не помешало контролируемому Петром Порошенко руководителю завода Константину Картошкину позитивно откликнуться на предложение российской стороны». В Москву в короткие сроки был направлен отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включая информацию об объемах продукции и активах, данные о прибыли, а также и кредитной дебиторской задолженности.
Тем самым, по мнению Портнова, прямой подчиненный будущего украинского президента фактически признал юрисдикцию российских властей в Севастополе.
Мог ли он это сделать без ведома владельца завода? Скорей всего, вряд ли.
В пользу чего, кстати говоря, свидетельствует тот факт, что в последствие Картошкин получил от Порошенко должность руководителя одного из самых крупных украинских оборонных предприятий «Заря-Машпроект», входящего в систему Укроборонпрома. То есть, переписка с «агрессором» никак не сказалась на карьерном росте этого топ-менеджера.
- Информация очень похожа на правду, - считает директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. – И это не первая подобная история, связанная с Петром Алексеевичем. Несколько лет назад, когда на Украине велись очень жаркие дискуссии относительно выбора интеграционного вектора – будет ли он евразийский или европейский, – Порошенко, как мы помним, отстаивал всегда на публике европейский интеграционный путь. Однако в кулуарах, в то же время, заботился о том, чтобы его активы, во-первых, работали на территории Российской Федерации. А во-вторых, чтобы его продукция могла продаваться на территории Таможенного союза и РФ.
В этом отношении тут противоречия с трактовкой Портнова уж точно никакого быть не может. И мы прекрасно понимаем, что те должности, какие занимал Порошенко до того, как стать президентом (а именно, министра иностранных дел и министра экономического развития), он успешно адаптировал под собственные бизнес-проекты. В кабинете министров даже шутка такая ходила, мол, данный человек считает, что государство должно обеспечивать продвижение его товаров на внешние рынки и нормальную работу его предприятий, какие находятся за границей.
«СП»: - То есть, личные бизнес-интересы для Порошенко всегда были в приоритете?
- Именно тек. Для Петра Алексеевича его бизнес всегда стоял на первом месте. А то, что он любит на публике делать красивые заявления, и в то же время уже не для публики совершенно их дезавуировать – это также с ним случалось не один раз.
Все, наверное, помнят, как во время своей президентской кампании он громогласно много раз заявлял о том, что избавится от своих бизнес-активов. Однако, что называется, «а воз и ныне там». Ничего не продано. Он обладает миллиардным состоянием. Причем, если по динамике прошлого года (также достаточно красноречивая картина по его бизнесу) почти все сферы экономики на Украине показали минус, убыток. То корпорация «Рошен» Порошенко показала значительный плюс.
Вряд ли, я думаю, это можно расценивать, как случайность, или совпадение тех или иных позитивных для него факторов. Потому что для него все-таки бизнес гораздо важнее, чем страна. Гораздо важнее, чем данный напускной патриотизм, который он так любит демонстрировать публично.
Например, липецкая фабрика «Рошен», активы которой на днях были арестованы в России, до сих пор входит в бизнес-империю Порошенко. И до недавнего времени она очень успешно работала. Даже бравурные заявления президента, относительно необходимости смещения основной даты празднования Победы в Великой Отечественной войне с 9-го на 8-е мая, (по крайней мере, на Украине) не помешали кондитерам наладить выпуск конфет с поздравлениями к 9 мая.
«СП»: - Хозяин чувствует конъюнктуру. Понимает: раз конфеты будут на российском рынке продаваться, про «европейские ценности» лучше забыть.
- Что, собственно, лишний раз доказывает, что Петр Алексеевич у нас, в первую очередь, бизнесмен. Он, и вправду, заинтересован в наращивании своих активов. А то, что он говорит по телевизору и на публику, это очень часто не отвечает его истинным взглядам. Однако, видимо, он полагает, что двойной жизнью жить вполне нормально и удобно.
Сопредседатель Международного антифашистского фронта, экс-депутат Верховной Рады VII созыва от Севастополя Вадим Колесниченко также уверен, что документы - не фальшивка.
- Портнов правильно сделал, что опубликовал их. Это не фейк. Пора уже всем понять, что президент Украины и окружающая его камарилья, это люди, для которых главное - деньги. Любой ценой.
С тем, что Крым – российский, согласились уже во всем мире. Давно. И Украина, в том числе. Однако для того, чтобы градус напряженности наращивать, для того чтобы сажать и убивать неугодных, этому киевскому режиму необходимо делать хорошую мину при плохой игре. А на самом деле, Порошенко со своей командой сегодня уничтожают будущее Украины. Уничтожают промышленность Украины. Они работают исключительно на себя и в интересах американского государства. Для создания точек напряжённости и втягивания России в вооруженный конфликт в Донбассе.
При этом как в свое время американцы до 1944 года финансировали гитлеровскую армию, и в то же время ввели второй фронт. Точно так же и Порошенко: его заводы работают в России, платят налоги в России, а он объявляет Россию агрессором и требует, чтобы Запад вводил против неё санкции.
На самом деле, просит он одно. Однако зарабатывает на другом. На взаимоотношениях с Российской Федерации.