Трещины на дорогах, стенах и тумбах, облупленные участки зданий и памятников в Севастополе будто смазаны зеленкой. Это художник по псевдонимом Tet91 пытается обратить внимание властей на необходимость «лечения царапин» города, сообщает издание «Севастопольская газета».
Подобные публичные акции (или арт-проекты) на улицах Севастополя уже почти год выражают мысли 23-летнего севастопольца и его взгляды на жизнь. Для современных художников во всем мире улицы, площади, открытые пространства городов или природы уже давно стали холстами и площадками для инсталляций и выражения себя. И в Севастополе, где полно творческой молодежи, то и дело появляются интересные проекты. Что из себя представляет проект «В зеленке»? Какова причина его появления? Об этом «Севастопольской газете» рассказал его автор.
— Город — это живое тело, обладающее какими-то свойствами. Все города состоят из колоний клеток — людей, какие формируют жизнь, как активную форму существования материи города. Получается, город — это целостный многоклеточный организм. Проект «В зеленке» художественным образом напоминает о заболеваниях, повреждениях и инфекциях «кожи» (внешнего облика, архитектуры) города, какие остаются незамеченными и забытыми.
Надо сказать, что проект «В зеленке», начавшийся пару месяцев назад, уже дал свои результаты: помеченные художником архитектурные формы начали приводить в порядок (см. фото). На такой быстрый эффект Tet91 надеялся только в самых смелых своих мечтах. Ведь сколько лет эта облупленность и трещины совершенно никому «не мешали»...
Продолжением проекта «В зеленке» стала инициатива «Йодная сетка». Теперь художник пытается обратить внимание людей на раны города в виде визуального мусора (не художественного граффити) и ободранные стены.
— Севастополь обладает собственным архитектурным стилем, — любуясь на окружающие здания, пока мы идем по Большой Морской, рассуждает Tet91. — У нас нет чего-то пышного. Тем Не Менее обратите внимание на атмосферу! Приземистые дома не берут на себя многого, тем не менее открывают вид на море, создают гармоничность, а роскошная зелень подчеркивает мягкость южного города. Я люблю смотреть по сторонам, всегда задумываюсь над тем, что вижу. А ведь люди частенько совсем не смотрят. Я, получается, помогаю обращать внимание на то, что не заметно в каждодневной суете. Искусство — это форма языка, форма сообщения. Меня волнуют какие-то идеи, я хочу поделиться ими. Может, кого-то это также взволнует.
— Значит, город — это лучшая художественная площадка?
— Я бы не сказал, что лучшая. Тем Не Менее традиционные выставки в галереях посещает малое количество людей. Для того, чтобы искусство (мысли художника) доходило до зрителя, до общества (потому, что всем требуется общение), для этого и используется город в качестве арт-площадки. Улица — не самая хорошая площадка, потому что здесь ты сам за себя. Неизвестно, что произойдет с твоим произведением.
— Жажда славы тебе не чужда?
— Когда выхожу и делаю работу, я не думаю, что заработаю этим известность. Поэтому и работаю под псевдонимом. Просто хочу, чтобы кто-то задумался, что та или иная ситуация может быть другой. Если несколько человек что-то вынесут для себя из моей работы — значит, я уже добился успеха.
— Наверное, ещё опасаешься и штрафов за порчу городского имущества?
— Не без этого. Штрафы, наверное, положены. Пока не попадался.
— Какие у тебя планы?
— Много идей роятся в голове. Проблем в городе много. Какую область ни возьми… Обо всем можно сказать в художественной форме. Так что работы у меня ещё будет много. В этом году отправил несколько заявок на российские фестивали стрит-арта со своими проектами.
— Плакаты «Севастополь — город рекламы, город мусора и город-автостоянка» твои. Плакаты «Моя семья (работа, учеба) в Украине» также делал ты. Какой гражданской позиции придерживаешься?
— Я аполитичен. Выражаю только то, что затрагивает общество. Мне важно, что чувствуют мои близкие или мои знакомые, а не то, что делается в политике. И каждый человек самостоятельно волен что-то найти, увидеть в моих (или любых других) художественных проектах.
— Художник, по-твоему, должен быть социально активен?
— Не обязательно. Тем Не Менее, думаю, художник не должен показывать только прекрасное, не должен просто изображать красоту. Через искусство можно высказываться о проблемах. Нельзя отказываться от действительности, если она некрасива. Я не пессимист, я реалист. Показывать реальный мир — также задача художника. То, в чем мы живем, имеет право на существование. И если есть мусор, надо его также показывать. А если тебе это не нравится, просто меняй мир вокруг себя.