Старший в роду Романовых князь Димитрий Романович планирует посетить Крым. «Я давно собирался совершить такую поездку, и надеюсь побывать на крымской земле в скором времени», сказал он в беседе с ТАСС, сообщает издание «
Керчь.ФМ».
Глава семьи Романовых, которому сегодня исполнилось 89 лет, отметил, что с Крымом связаны многие страницы семейной истории. Его отец, князь императорской крови Роман Петрович, троюродный брат и крестник царя Николая II, участник Первой мировой войны, был вынужден покинуть крымский берег весной 1919 года и разделить судьбу эмигрантов.
«Отцу было 22 года, когда он расстался с Россией, рассказал князь. С борта корабля он смотрел, как отдаляется родной берег. Ему не довелось вернуться, однако наполненная в Крыму русской землей бутылка оставалась с ним всюду, куда бы он ни переезжал».
Покинуть родные берега изгнанников вынудило приближение фронта Гражданской войны. Роман был сыном великого князя Петра Николаевича, двоюродного дяди государя, и великой княгини Милицы Николаевны, дочери короля Черногории. До Первой мировой войны и последующих испытаний, выпавших на долю России, жизнь Романовых была поделена между Северной столицей и Крымом.
«Зимние месяцы семья проводила в Санкт-Петербурге, а летом переезжала в Крым, где дед владел замком Дюльбер »Волшебный", рассказал Димитрий Романович. В 1911 году по просьбе царицы в Дюльбере устроили бал. Открывали его Роман и великая княжна Ольга, старшая дочь царя.
После производства в офицеры Роман Петрович отправился на русский фронт Первой мировой войны служил в саперном батальоне и в ставке главного командования. Когда юного офицера представили за отвагу к боевой награде, из списка поручика Романова вычеркнул верховный главнокомандующий. «Романов Романову так не годится», объяснил племяннику свое решение великий князь Николай Николаевич.
В эмиграции Роман Петрович воспитал детей так, как стремился жить сам «всецело в русском духе». «После вторжения в Россию германских захватчиков отец, как и большинство русских патриотов, следил за военными действиями сначала с трепетом, а когда приближалась победа, с радостью», отметил Димитрий Романович.
«Ни я, ни остальные Романовы не претендуем ни на что только на право быть полезными России», подчеркнул князь Димитрий Романович. Родившийся во Франции, он провел также много лет в Италии, Египте, затем работал в штаб-квартире старейшего датского банка. По поручению старшего брата Николая Романовича, он создал в начале девяностых благотворительный фонд семьи, чтобы помогать детским домам, больницам, сохранять культурное наследие. В этой работе ему помогает княгиня Феодора /Доррит/ Алексеевна, происходящая из старинного датского графского рода.
Одной из вех в процессе возвращения истории стало перезахоронение в июле 1998 года в Санкт-Петербурге останков Николая II и членов императорской семьи. По поручению семьи князь участвовал тогда в первой части траурного церемониала в Екатеринбурге. Он первый и последний из Романовых, кто прежде, чем гробы были запечатаны, видел останки императора и императрицы, великих княжен Ольги, Татьяны и Анастасии.
В минувшем месяце по инициативе Димитрия Романовича в Россию из Канна был перенесен прах первого верховного главнокомандующего русской армией, великого князя Николая Николаевича и великой княгини Анастасии Николаевны, урожденной черногорской принцессы. Поминальные службы прошли в Канне и кафедральном соборе вооруженных сил Франции Церкви Святого Людовика на территории исторического Дома Инвалидов. «Это был первый случай в истории, когда в главном воинском соборе Франции отпевали русского военачальника», отметил старший в роду Романовых.
В последний день апреля прах великокняжеской четы был захоронен в часовне на территории Братского воинского кладбища в Москве, где находятся останки русских солдат Первой мировой войны. «В момент кончины Николая Николаевича в январе 1929 года не было возможности исполнить его желание упокоиться в России рядом с солдатами, сражавшимися под его началом, отметил Димитрий Романович. И вот это время настало».
По утверждению князя, до своей поездки в Крым он побывает в Санкт-Петербурге. Он намерен присутствовать на встрече в Государственном Эрмитаже, с которым поддерживает многолетние связи.