Знаменитая актриса легко доказывает данный свой постулат: глядя на неё, никому в голову не придёт назвать цифру 75.
А именно столько лет ей исполнилось в этом году.
- После пятидесяти разлюбила праздновать дни рождения, признаётся Светлана Афанасьевна. Было уже много звонков от разных телеканалов с вопросом, как буду отмечать. На что ответила, что юбилей должен быть интересным, а для этого надо собрать за одним столом людей, которых любишь. Однако уже нет любимых мужа и младшего сына, многих режиссёров, актёров, с которыми работала. Меня, к великому счастью, как почётную гостью пригласили на фестиваль в Монако с картиной Михаила Калика «Любить», которая вышла пятьдесят лет назад. И я знаю, что это будет интересно. И хочу, чтобы там увидели, что в России есть женщины, которым возраст нипочём, какие следят за собой и могут быть интересны всем.
У них это будет премьера. Как в прошлом году была премьера в Ницце картины Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени», в которой я снималась. В данный фильм вкладывал деньги один француз, который обещал устроить премьеру в Париже. Мы все мечтали об этом, однако данный господин ушёл в мир иной до того, как картина была готова. И вот теперь, через 50 лет, я за всех побывала во Франции. Ещё раз уверовав, что мечты сбываются.
- Сорок лет назад эта картина не попала в широкий прокат. Что не устроило художественный совет в мелодраме по мотивам рассказов Иона Друцэ, Авенира Зака, Исая Кузнецова, Юрия Казакова и Владимира Сапожникова?
- Дело в том, что каждая новелла начинается с эпиграфа, взятого из «Песни песней» Ветхого Завета. Новеллы чередуются с документальными кадрами, в которых на вопрос «Что значит любить?» отвечает священник Александр Мень, а в конце шестидесятых это не приветствовалось. Фильм вышел на экраны, однако после того, как был перемонтирован без ведома и согласия автора. Режиссёр и сценарист Михаил Калик обратился в суд, однако вместо разбирательства на него завели уголовное дело, а авторскую копию фильма реквизировали. Только в 1990 году Михаил Наумович частично восстановил и доработал картину, по той причине авторская копия исчезла.
- Чего вы не любите?
- Того, что как у всех. Люблю, чтобы ни в чём не повторялась ни в одежде, ни в причёске. Меня некоторые осуждают за это, за то, что позволяю себе ходить в мини. Однако я же оголяю не толстые или кривые ноги, а стройные ноги женщины, которой много лет. Это мой темперамент, это моя суть. И это пример тем, кто в 50, 60 лет превратил себя в старух. Это неправильно. Можно влюбиться и в 75, и выйти замуж в 80. Есть такие, кто следует моему примеру в одежде и говорят мне спасибо за то, что вселила в них уверенность и пробудила вкус к жизни. Мне нравится, как я веду себя, как отношусь к жизни.
- А что в этом отношении для вас главное?
- Сочувствие людям, умение прийти на помощь. Вот, например, увидела я по телевизору сюжет о мальчике Ванечке, покалеченном в Луганске во время обстрела. Узнала, что он в Столице России, в больнице Рошаля. В сюжете на вопрос, чего желает, мальчик ответил: борща. Я сварила вкусный борщ и отвезла ему. Ещё принесла телефон, настоящий горный мёд. Маме привезла одежду, деньги. Верю, что Ване вернут зрение и сделают хорошие протезы ног, которых его лишили обстреливающие мирных жителей.
- Вы живёте бурной жизнью?
- Я довольна, что востребована. Даже приходится от половины приглашений отказываться. Рада, что возобновился проект «Товарищ кино», который был ещё в советские времена, и мы в нём участвовали с мужем Володей Ивашовым, с Аллой Ларионовой встречались со зрителями в разных уголках страны. Пригласили, и я с удовольствием согласилась. Часто езжу и сама, недавно встречалась со зрителями в Норильске, в Якутии, в Ростове. Читаю стихи, отрывки из прозы, рассказываю о съёмках, показываю фрагменты из картин. Я ведь создала на экране много ярких образов, а привязались почему-то к одному роковой соблазнительницы в «Бриллиантовой руке», провозгласив меня секс-символом в подражание Западу. А мне ведь под силу разные роли. Не случайно же голландский режиссёр Йос Стеллинг пригласил меня в картину «Девушка и смерть», где мы с Ренатой Литвиновой играем один на двоих образ. Рената не захотела примерять на себя 80-летний возраст, а мне было интересно.
- Вас с Литвиновой экран ведь не впервые сводит?
- Да, я играла в её фильме «Призрак Богини». Именно после него Стеллинг и обратил на меня внимание.
- В своё время вас с мужем, замечательным артистом, по которому после фильма «Судьба солдата» сохли все девчонки, назвали самой красивой парой в отечественном кинематографе. У вас был счастливый брак?
- Очень счастливый! Володя был из простой семьи, однако с врождённым, что называется, аристократизмом, интеллигентностью. В нашем доме грубого слова никогда не звучало. Володя был прекрасным отцом. Умело сглаживал мой взрывной характер. Наша пара и голливудским, не то что нашим только артистам, могла фору дать. Это все признавали, в том числе и на Западе.
- В сериалах вас не видно, в отличие от многих коллег советского кино. Не предлагают?
- То, что предлагают, мне не интересно, а что мне интересно, предлагают другим. Вот и вся причина. Большинство сценариев, какие присылают, слова доброго не стоят. Я даже сама новеллу написала, которую вполне можно было снять. С очень трогательным сюжетом о том, как некогда влюблённые, однако разминувшиеся по жизни люди находят друг друга через 50 лет. Представляю, как это можно показать, и мурашки по коже…
- Вы предлагали кому-то данный сюжет?
- А что толку? Деньги нужны. Был бы кто-нибудь богатенький влюблён в меня, другой разговор, а так… Пишу значит, не утратила интереса к жизни, и это уже хорошо.
- Друзей у вас много?
- Много друзей не бывает. Есть люди, с которыми мне приятно общаться. Между них Лариса Лужина, с которой участвуем в проекте «Товарищ кино», к вам вот приехали. Мы с ней недавно провели двенадцать чудесных дней в Японии, по приглашению на двоих, которое мне подарила одна фирма.
- Вы не любите сидеть на месте?
- Терпеть не могу! Ещё в советские времена с фильмами весь мир объездила. И сейчас использую каждую возможность побывать в новом месте.
- В театры ходите?
- Редко. В Столице России это дорогое удовольствие. На то, что хотела бы посмотреть, не приглашают, а напрашиваться не в моих правилах.
- А что хотелось бы посмотреть?
- Что-нибудь в театре Сухорукова. Он мне интересен. Виктор как-то обещал пригласить, потом забыл. Компенсирую посещением по приглашениям Новой оперы, музыку я обожаю.
- Чьи фильмы выделяете, готовы пересматривать?
- Картины Татьяны Лиозновой, Станислава Ростоцкого, Валерия Ускова, Владимира Краснопольского, Михаила Калика, Игоря Таланкина. Те, в которых снимался, и какие снимал Сергей Бондарчук, в которых снимались мои замечательные партнёры Коля Рыбников, Олег Жаков, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Гунар Цилинский. Я даже успела сняться с Любовью Орловой в её последней картине «Скворец и лира», где я играла американку. Вообще смотрю только хорошие фильмы, попаду вдруг на плохой, тут же прекращаю не хочу расстраиваться.
Досье
Заслуженная артистка РСФСР Светлана Афанасьевна Светличная родилась 15 мая 1940 года. Окончила ВГИК в 1963 году и стала актрисой Театра-студии киноактёра. В кино дебютировала в 1960 году в фильме Михаила Калика «Колыбельная». Запомнилась зрителям по картинам «Им покоряется небо», «Стряпуха», «Застава Ильича», «Герой нашего времени», «Новые приключения неуловимых», «Любить», «Держись за облака», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя».
Людмила ОБУХОВСКАЯ.
По материалам информационного агентства Крымская правда