Российские СМИ все чаще припоминают Германии долги Третьего рейха. И Вправду, если ФРГ с партнерами по ЕС активно обсуждают возможное ужесточение санкций в адрес России, мы имеем моральное и юридическое право вернуться к теме репараций.
Немцы нам и впрямь задолжали, причем немало. В 1945-м Государственная комиссия СССР скрупулезно подсчитала суммы советских потерь. Прямой ущерб от уничтожения имущества граждан и организаций составил 679 млрд. рублей, или 128 млрд. долларов в ценах 1941 года.
В целом, материальный ущерб составил 30% от «национального богатства» страны, на советской территории были разрушены 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий. С учетом косвенного ущерба (от непроизведенной продукции, например) сумма потерь оценивалась в 2 трлн. 569 млрд. рублей, или 485 млрд. долларов.
Однако по Ялтинским соглашениям 1945 года сумма репараций Германии составила всего около 20 млрд долларов. Причина, по которой Рузвельт, Черчилль и Сталин не стали обкладывать Германию репарациями «по полной программе», проста. Именно огромные репарации по итогам Первой мировой войны, и вызванное ими обнищание немецкого народа, привели к власти фашистский режим.
Но теперь ситуация изменилась: ФРГ объединилась с ГДР (кстати, исключительно благодаря доброй воле советского руководства), и ныне является локомотивом экономики ЕС. И едва ли можно считать справедливым, что страна, победившая в Великой Отечественной войне, находившаяся в руинах после фашистского нашествия, жившая долгое время по продуктовым карточкам, получила от Германии сотую, если не тысячную часть того, что должна была получить.
Тем более, что некоторым пострадавшим от фашизма Германия исправно платит до сих пор. Так сложилось, что жестокость немцев во время Второй мировой войны в большей степени ассоциируется с холокостом. В общей сложности Германия выплатила 60 млрд. евро в качестве репараций Израилю. Кроме того, ФРГ продолжает выдавать компенсации различным фондам и организациям Израиля, какие перераспределяют средства частным лицам.
Но при этом в тени остается факт, что самый значительный ущерб был причинён народам, проживавшим на территории бывшего СССР. Имеются неопровержимые доказательства геноцида славянского населения, однако никаких комплексных компенсаций от Германии жители бывшего Союза не получали.
Может ли Россия потребовать возмещения ущерба с Германии или Японии, и какими будут последствия такого шага?
– На Потсдамской конференции 1945 было решено, что репарационные претензии СССР будут удовлетворены путём изъятия германских активов из Восточной Германии, Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии, – напоминает историк, научный сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Залесский. – Это означает, что Германия – теоретически – может переложить ответственность за выплату репараций СССР и на другие страны ЕС. Кроме того, канцлер ФРГ Ангела Меркель недвусмысленно дала понять, что сегодня решение о выплатах каких-либо дополнительных компенсаций пострадавшим от действий Германии во Второй Мировой – это исключительно добрая воля Берлина. Например, ФРГ считает, что нужно выплатить компенсации жителям блокадного Ленинграда, однако исключительно еврейской национальности. И держится именно этой точки зрения.
Все это говорит о том, что Россия не сможет добиться сегодня репараций от Германии. Однако обозначить наши требования, на мой взгляд, нужно.
Ведь репарации – не штраф за какой-то проступок. Это компенсация расходов, понесенных в результате действий проигравшей в войне стороны. В результате действий Германии СССР понес совершенно конкретные потери, какие определялись колоссальной по тем временам суммой, и какие Берлин обязан был восполнить – хотя бы частично.
«СП»: – Данные расходы СССР не были компенсированы?
– В том-то и дело, что нет. В потсдамских договоренностях размер репараций советской стороне определялся не в деньгах. Речь шла, прежде всего, о поставках промышленных товаров с территории ГДР. Впрочем, с 1 января 1954 года взимание репараций с ГДР было прекращено по совместному соглашению СССР и Польши. Тогда же, в порядке доброй воли, СССР перешел на оплату товаров, поступающих из Восточной Германии по ценам Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Однако, кроме промышленных товаров из Восточной Германии, СССР должно было достаться оборудование ряда немецких заводов из Западной Германии – прежде всего, предприятий тяжелого машиностроения и химической промышленности. Так вот, данные заводы, находившиеся в американской и английской оккупационных зонах, СССР не увидел.
Еще часть оборудования немецких предприятий СССР должен был получить в обмен на поставки продовольствия – однако и это оборудование нам не досталось. Для СССР это была чрезвычайно важная и выгодная сделка, что стране предстояло восстанавливать промышленность. И эта сделка была Западом сорвана.
Словом, Советскому Союзу не были компенсирован даже экономический ущерб. А ведь ущерб был причинён и десяткам млн. граждан Советского Союза, и ФРГ обязана нести за него ответственность.
В Западной Германии ветераны Вермахта, в том числе генералы, после войны вполне законно получали пенсию. Однако советским гражданам, пострадавшим от фашистской агрессии, ничего компенсировано не было.
«СП»: – Почему мы не требуем с Германии репараций на официальном уровне?
– Думаю, мы не желаем обострять отношения с Берлином. Тем более, дело упирается в расплывчатые формулировки и, в конечном итоге, в добрую волю немецкого руководства.
Греция, напомню, пыталась ставить вопрос о репарациях. Греческий премьер Алексис Ципрас заявил, что Германия не вернула беспроцентный кредит в 476 млн рейхсмарок, какие в 1942 году Третий рейх вынудил выдать Национальный банк Греции для покрытия «оккупационных расходов». Общие же потери от оккупации Ципрас оценил в 162 млрд. евро. Однако Германия твердо заявила, что ничего выплачивать не намерена.
Видимо, наш МИД не желает подставляться, чтобы не нарваться на подобную отповедь. Однако если вопрос о репарациях регулярно поднимать в общественных кругах, он может оказаться и в политической повестке дня.
– Тема репараций в 1945-м была исчерпана, – считает доктор исторических наук, профессор Военного университета Минобороны РФ полковник Юрий Рубцов. – На цифре 20 млрд долларов репараций, кстати, настоял Сталин – и большего он не запрашивал. Видимо, союзники понимали: нельзя страну, потерпевшую поражение, доводить до такой крайней степени, как это было с Германией после Первой мировой. Иначе благие цели – денацификация, демилитаризация – оборачиваются потом реваншизмом.
Да, на Потсдамской конференции сумму репараций не утвердили. В обстановке начинающейся «холодной войны» союзники, видимо, понимали, что это последняя конференция на таком высоком уровне, и многие вопросы откладывались, причем стороны заведомо знали, что отложенные вопросы решаться не будут.
Но в принципе, повторюсь, вопрос с репарациями был исчерпан. Мы получили компенсации и в виде реальных денег, и в виде около 200 немецких производств, вывезенных из зоны оккупации, которая была отведена Советскому Союзу. СССР, кроме того, использовал труд немецких специалистов, в том числе, в таких прорывных областях, как освоение ядерного оружия, и труд немецких военнопленных – для восстановления разрушенной инфраструктуры страны.
Другое дело, что СССР осуществлял и встречные действия. Немецкое командование ещё не подписало безоговорочной капитуляции – а мы уже снабжали, в значительной степени, население Берлина и Восточной Германии продовольствием. А потом специалисты московского метрополитена восстанавливали берлинское метро. СССР налаживал германское производство, социальную жизнь – все это, конечно, требовало огромных вложений с нашей стороны. И это делалось в то время, когда наша страна лежала в разрухе, а её население находилось на жестком продовольственном пайке.
Поэтому, конечно, можно сейчас усесться, поднять бухгалтерские книги и начинать выяснять: кто кому должен. Однако все же основную сумму с Германии мы получили, а то, что недополучили, мы Германии – в лице ГДР – простили в 1954-м.
А самое главное – нам надо смотреть вперед, а не назад. И то, что простительно Латвии, Литве или Польше – государствам, какие утратили суверенитет и заглядывают в рот Вашингтону – нам совершенно не к лицу. Россия – самостоятельная страна, претендующая на роль лидера в ряде крупных международных структур. Нам ни к чему попрошайничать…
По материалам сайта КПРФ