| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | 37-й Московский международный кинофестиваль завершился. Кризисным
называли его в кулуарах. Оно и понятно: в распоряжении организаторов ежегодного
смотра оказалась только половина обычного бюджета. Обошлись без зарубежных
звёзд, без тусовок на речном кораблике и в ночном баре, без многократных
перерывов «на кофе» для журналистов. В двадцати двух программах показали свыше
300 фильмов. В рамках главного конкурса прошло 12 мировых премьер. Кризис
кризисом, а кинопроцесс остановить невозможно. Главное, чтобы не было кризиса в
головах и умах художников.
Подводя итоги основного смотра
художественных фильмов, можно сказать, что современный мировой кинематограф в
большинстве своём достойно отвечает на вызовы жёсткого времени, помогает
человеку жить и бороться за своё право и достоинство.
Но — по порядку. Первое и
совершенно свободное жюри — зрительское. Оно работает на каждом конкурсном
сеансе. Получив бюллетень при входе и просто-напросто надорвав его в
определённой графе при выходе, зритель голосует по пятибалльной системе. Фильм
сербского режиссёра Горана Радовановича «Анклав», посвящённый вероломной
аннексии сербского Косова в пользу албанских сепаратистов, показанный в первый
день фестиваля, получил абсолютную «пятёрку». Данный результат так и не был
превзойдён до самого конца.
Что тут сыграло роль?
Историческое тяготение русских к сербам и, как следствие, глубокое сочувствие
их национальной трагедии? Думается, не только это. Документальная зоркость в
сочетании с художественной образностью нашли своё воплощение в киноработе и
вызвали ответное зрительское восхищение.
На втором месте у зрителей — с
небольшим отставанием — фильм известного болгарского режиссёра Ивайло Христова
«Лузеры», на первый взгляд традиционная картина молодёжного бунта. Что
привлекло к ней зрителей? Прежде всего серьёзное и сочувственное отношение
умудрённого жизнью автора к кризису переходного возраста. Картина заставляет
мыслить и понимать: если человек ограничен в чём-то одном, он будет проявлять
себя в другом, и далеко не всегда разумно и плодотворно. Провинциальные
подростки, герои фильма, рождаются и живут в системе ограничений, какие
накладывают на них бедность, узость жизненного пространства, а стало быть — и
кругозора. И выхода, кажется, нет, потому что вся Болгария в новой системе
мировых координат оказалась глухой провинцией Европы. Понять отнюдь не
фатальную природу этих ограничений, найти жизненную перспективу помогает фильм.
Человек не может и не должен смолоду стать «лузером», то есть неудачником, —
это противоречит самой человеческой природе.
Совершенно неожиданно для многих
данный фильм стал гвоздём смотра. Он занял первую строку в рейтинге Федерации
киноклубов России и получил приз Международного жюри ФКК «за пронзительность
темы взросления, гуманизм и надежду». Жюри российской критики также отдало
«Лузерам» первый приз — «за умное и точное повторение пройденного, сочетание
прекрасного сценария, режиссуры, музыки, актёрской игры». По мнению критиков,
фильм стал настоящим подарком к столетию болгарского кино, отмеченному на
фестивале большой ретроспективой.
Жюри российской критики сочло
нужным отметить ещё две работы. Дипломом награждена картина иранского режиссёра
Мехрдада Гафарзаде «Море и летающая рыба» — «за талантливую защиту социального
романтизма». В современном расчётливом прагматичном мире нет места лирике и
романтике. Социально важные темы, как правило, раскрываются методом жёсткого
кино в жанре детектива или триллера. А потому так важен иной, сердечный подход
в суровой действительности. Поэтический взгляд на человека, попавшего в
тяжелейший жизненный переплёт, помогает избавить его от комплекса жертвы и даёт
зрителю урок подлинной человечности.
Специального упоминания заслужил
у жюри российской критики фильм Ирины Евтеевой «Арвентур» — «за неизменную
последовательность в отстаивании принципов кино». Эта лента — поистине
уникальное явление. В мире просто нет аналогов: никто ещё не работал и не
работает в такой смешанной технике. Сочетание разных видов искусства — кино,
анимации, живописи, музыки — здесь на редкость органично и выразительно. Автор
короткометражек Ирина Евтеева впервые выступает в полном метраже, найдя
убедительное оправдание соединению двух разных источников: рассказа Александра
Грина и старинной китайской притчи. «Арвентур» — волшебное слово, всё равно что
«Сезам, откройся!» В самом деле, с этим словом мы открыли для себя удивительные
возможности экрана, о которых не подозревали до сих пор, — способность чисто
изобразительно воплотить глубочайшие философские умозаключения.
Ну а что же решили лидеры
мирового кинематографа — режиссёры, актёры, критики, прокатчики, собравшиеся в
большом жюри?
Лучшей работой, удостоенной приза
«Золотой Георгий», стал фильм Ивайло Христова «Лузеры». По словам председателя
жюри Жан-Жака Анно, решение было принято легко и единогласно.
Специального приза и «Серебряного
Георгия» удостоился фильм Ирины Евтеевой «Арвентур». Результат опять-таки
предсказуемый. Такой яркий и необычный фильм не мог не получить одобрения и
поддержки.
Приз «Серебряный Георгий» за
лучшую режиссуру получила датчанка Фредерикке Аспек за фильм «Росита». Крепкая
профессиональная картина, сделанная молодой женщиной о проблемах её ровесниц,
рвущихся в Европу из стран третьего мира, подкупает своей искренностью и
чистотой. Фредерикке Аспек обошла фестивальных тяжеловесов Андрея Прошкина и
Александра Миндадзе с их скептическим взглядом на природу человека.
Однако жюри всё же не прошло мимо
буффонады Андрея Прошкина «Орлеан», отдав «Серебряного Георгия» за лучшую
женскую роль Елене Лядовой. Актриса впервые попробовала себя в острохарактерной
роли. Но, с нашей точки зрения, куда больше достойна была этого приза
исполнительница роли Роситы Мерсэдес Кабрал. Или же Лаура Бирн, сыгравшая
реальное лицо — основательницу модного дома «Маримекко» в сложносочинённом
фильме финского режиссёра Йорна Доннера «Арми жива!», где условная театральная
постановка время от времени претворяется в кинематограф. Играть в таком фильме
и оставаться поистине живой — труднейшая задача.
«Серебряным Георгием» за лучшую
мужскую роль вопреки всем прогнозам и ожиданиям награждён Эркебулан Дайыров за
исполнение главной роли в фильме казахского режиссёра Жасулана Пошанова
«Шлагбаум». Талантливый молодой актёр снимался у начинающего режиссёра в
малобюджетном фильме совершенно бесплатно, из любви к профессии — и победил в
соревновании с такими мастерами, как Виктор Сухоруков («Орлеан») и Йенс Албинус
(«Росита»). Он вывел на международный уровень картину, повествующую о реалиях
жизни в современном Казахстане, где на одном полюсе — богатство «рабов наживы»,
а на другом — нищета «свободных людей».
В рамках фестиваля с недавних пор
проходят ещё два конкурса: документального кино и «короткого метра». Не
останавливаясь на них подробно, можем сказать только то, что лучшей признана
документальная лента американца Меттью Хейнемана «Земля картелей»,
рассказывающая о борьбе населения приграничных областей США и Мексики с
наркомафией.
Что же касается конкурса
«короткого метра», то «Серебряного Георгия» увезёт в Южную Корею дебютант Ким
Юнха, в течение 16 минут заставивший нас наблюдать за киллером, который, в свою
очередь, наблюдает за своей жертвой. Фильм называется «Метод ведения наблюдения
снайпером». Если критерии успеха «короткого метра» — краткость и ёмкость (в
единицу времени как можно больше мысли), то в программе были фильмы куда более
краткие и ёмкие.
Остаётся добавить, что подробнее
почти обо всех награждённых художественных фильмах, и не только о них, «Правда»
рассказывала в материалах, опубликованных в № 67.
В заключение отметим, что большое
жюри в основном не подвело тех, кто верит в гуманистическую природу всякого
творчества и рассматривает кинематограф как истинного учителя жизни. Во многом
это заслуга его председателя Жан-Жака Анно, верного заветам своего первого
наставника, крупнейшего французского киноведа, коммуниста Жоржа Садуля.
Поистине духоподъёмным было награждение выдающегося режиссёра призом
«Серебряный Георгий» — «за вклад в мировой кинематограф». К тому же прекрасным
финальным аккордом, завершившим фестиваль, стало поминовение великого режиссёра
и человека Федерико Феллини, которому в этом месяце исполнилось бы 95 лет.
Хочется думать, что его вера в любимое искусство была не напрасной. По материалам сайта КПРФ |