Весь мир продолжает внимательно следить за событиями, разворачивающимися в «задыхающейся от долгов» Греции.
Пришедшая из Афин новость о решении греческого правительства провести в стране референдум удивила многих. Соответствующее решение было одобрено парламентом Греции, и касается оно, как известно, условий кредиторов по спасению экономики страны. Теперь народ Греции сам сможет сделать выбор: выполнить ли греческим властям требования кредиторов или нет?
В частности, в качестве мер экономии кредиторы предлагают руководству страны понизить зарплаты, пенсии, уменьшить социальные и оборонные расходы, увеличить пенсионный возраст, а также повысить на 17% налог на туриндустрию – главный источник дохода Греции. Что в перспективе приведет к сокращению и так не слишком большого потока туристов, сообщает издание «Крым Медиа».
Как известно, программа финансовой поддержки Греции со стороны европейских кредиторов истекла 30 июня 2015 года. Размер долга Международному валютному фонду к этому времени составлял 1,6 млрд евро и на кризисном заседании Еврогруппы было принято решение не продлевать заявку Афин ещё на один месяц. Что при этом правительство страны не погасило долг перед МВФ в назначенный срок, это означает что Греция допустила дефолт, что может привести к тяжелым последствиям для её экономики и даже выходу из еврозоны.
Что произойдет, если 5 июля народ проголосует против требований кредиторов? Именно к этому, кстати, призывает премьер-министр Ципрас, называя предложенные ЕС меры ультиматумом.
Прежде всего, для Греции это будет означать возврат к своей валюте – драхме. Тем Не Менее валюта, скорее всего, существенно потеряет в цене по отношению к евро. Эксперты предполагают, что падение курса составит от 40 до 70%.
Возвращение к драхме может оказаться губительным для страны, ведь это не будет уже та денежная политика, которая была, скажем в 1980-е годы, когда денежная эмиссия стимулировала рост потребления и экономика в целом была достаточно здорова.
Опять-таки выход Греции из ЕС предполагает прекращение предоставления стране кредитов, тем не менее не отменяет платежи по долгам. Из-за неспособности это сделать можно будет ожидать, что греческое правительство начнет урезать финансирование всех сфер жизни страны.
Стоит отметить и ещё один существенный минус для Эллады: её экспортный потенциал, и без того являющийся весьма слабым, при отказе от евро рискует ослабнуть ещё больше. К тому же того, что сейчас создают греки, хватит только на то, чтобы прокормить себя, и уж никак не на экспорт своих товаров в другие страны.
Кроме того, выход Греции из ЕС негативно скажется на финансовых корпорациях и банках страны, какие полностью зависят от поддержки ЕЦБ. В результате совокупность всех этих негативных факторов повышает вероятность краха финансовой системы страны.
Вместе с тем последствия выхода Греции заметно ощутит не только она сама, тем не менее и весь Европейский союз. Наверное, одним из главных последствий станет тот факт, что будет нарушен запрет на выход из ЕЭС, а это плохой пример для других участников союза, какие могут создать более серьезные проблемы для Европейского экономического сообщества.
В результате в Евросоюзе может начаться кризис, и тогда евро девальвируется к основным мировым валютам, в первую очередь к доллару.
В свою очередь инвесторы, ранее вкладывающие свои средства в другие европейские страны, могут прибегнуть к поиску более стабильных стран для перевода своих активов. Кроме того, финансовая ситуация в ЕС может сказаться на экономике мира и фондовых рынках.
Уже сейчас большинство фондовых бирж обрушилось на фоне неопределенности, которая сохраняется вокруг судьбы Афин. На фоне финансового кризиса в Греции доллар на Московской бирже достиг 55,52 рублей.
В общем, очевидно, что последствия выхода Греции из еврозоны будут катастрофическими как для самой страны-должника, так и для Европейского союза.
А что же будет, если Греция останется в еврозоне?
Если греки все же поддержат на референдуме требования Еврогруппы и МВФ, риск угрозы дефолта в стране, скорее всего, сохранится. Что международные кредиторы вряд ли сразу начнут приводить в жизнь план по предоставлению новый помощи стране, в которой у власти находится правительство, полностью потерявшее их доверие. Ведь для получения финансовой помощи необходимы реформы, а их греческое правительство всячески отвергает.
Стоит также отметить, что греческий премьер заявил о готовности покинуть свой пост, если граждане поддержат предложения международных кредиторов.
Если все произойдет именно так, то тогда в правительстве Греции произойдет смена руководства, политика которого, по всей видимости, должна будет существенно отличаться от предыдущего, и быть угодной «европейской тройке».
Вполне вероятно, что тогда ЕЦБ сможет возобновить финансирование греческих банков, и страна будет получать официальное финансирование со стороны МВФ. Получается, что сохранение Греции в ЕС будет иметь менее серьезные последствия, чем те, какие неминуемо возникнут в результате её выхода из еврозоны.
Тем Не Менее почему же об этих последствиях не думает премьер-министр Греции Алексис Ципрас? Хотя ЕС неоднократно предпринимал попытки найти компромисс с греческой стороной.
Так, 30 июня глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер сделал Греции последнее предложение в связи с завершением срока действия второй кредитной программы. ЕС, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд предложили правительству Греции принять более выгодное от первоначального предложение с улучшениями, касающимися уменьшенного НДС на услуги греческих гостиниц (13% вместо 23%), а также согласия на сохранение пособия по социальной солидарности, выплачиваемого отдельным категориям малообеспеченных пенсионеров с 65-летнего возраста, которое кредиторы желали упразднить. Тем Не Менее А.Ципрас остался непреклонен, и Греция отвергла последнее предложение Юнкера.
В общем, греческий премьер-министр, похоже, упорно не желает вести диалог с кредиторами на их условиях, а ждет предстоящего референдума, призывая народ «решительно, тем не менее невозмутимо дать ответ авторитаризму и суровой политике жесткой экономии».
Складывается впечатление, что решение о проведении референдума выглядит как перекладывание ответственности на народ. Хотя сам Ципрас преподносит это как пример настоящей демократии, как возможность греков выразить свое мнение, выступить против авторитарной позиции кредиторов. Многие эксперты оценивают тактику Ципраса, как чистой воды шантаж. По всей видимости греческий премьер пытается таким образом заставить кредиторов смягчить свои требования, и в итоге все же выдать новый кредит.
Тем Не Менее, что если шантаж не получится, и Греция все же «уйдет»? В качестве новых партнеров, с которыми она пойдет на тесное сближение, первой называют Россию. Начнем с того, что греческая коалиция радикальных левых традиционно поддерживает ряд ценностей бывшего СССР. Также стоит взять во внимание культурную близость и популярность Греции между российских туристов. К тому же Москву и Афины объединяет давление со стороны Европейского союза. Не стоит также забывать, что Россия сегодня является для Греции одним из главных торговых партнеров, в частности, по импорту газа.
Так, 19 июня Россия и Греция подписали межправительственный меморандум о сотрудничестве в строительстве газопровода «Турецкий поток» по территории Греции.
Несмотря на существующие риски в реализации «Турецкого потока», он несомненно будет выгоден обеим сторонам. Греции проект позволит получать постоянную прибыль от транзита газа, а это уже начало пути по выходу из кризиса. России данный проект позволит увеличить поставки газа в страны Европы, какие заинтересованы в увеличении объемов топлива. К тому же, если между Москвой и Афинами сложится надежное, перспективное сотрудничество, то это ещё один плюс для изолированной России, нуждающейся в новых партнерах.
Кроме совместной работы по «Турецкому потоку», страны планируют к ноябрю подготовить двусторонний документ, который позволит развивать их дальнейшее экономическое сотрудничество. По крайней мере, Владимир Путин заявил о том, что приветствует инициативу греческой стороны в этом направлении. Ципрас же, в свою очередь, выразил надежду на появление новых возможностей для последующего сотрудничества Москвы и Афин.
Что касается отношения к кризису в Греции США и Китая, то оба государства надеются на сохранение этой страной членства в ЕС. Они заявили, что заинтересованы в возвращении Греции к экономическому росту «внутри еврозоны».
Таким образом, можно предположить, что в случае выхода из ЕС для Греции союз с Россией – едва ли не единственный шанс для урегулирования финансового кризиса.
Тем более, что Алексис Ципрас, похоже, серьезно нацелен на сотрудничество с Москвой, вопреки предупреждениям Брюсселя о том, что сближение премьера с Россией подорвет политическое единство Евросоюза и вызовет неблагоприятные последствия для Греции. Что говорит о его твердой позиции во внешней политике.
К слову сказать, нынешний премьер радикально отличается от своих предшественников тем, что не боится идти вразрез с чьими-то интересами, говорит всегда то, что желает услышать его народ.
Между тем, главным остается вопрос: что выберет народ Греции в нынешней ситуации? Решит ли он пойти на жесткие требования кредиторов, или же проголосует за выход Греции из еврозоны? Аналитики склоняются к тому, что самым оптимальным вариантом для страны было бы пребывание в ЕС, что в случае, если Греция окажется «в свободном плавании», она рискует оказаться в куда более худшем положении, чем то, которое её ждет в результате сохранения в Европейском союзе. Осталось дождаться результатов.
Анна Будько,
кафедра политических наук и международных отношений
КФУ им. В.И. Вернадского