Киев, продолжая саботировать Минские соглашения, готов расплатиться за геополитический патронаж США экономической «натурой». Обращаясь к участникам «первой инвестиционной конференции Украины в США» премьер-министр Арсений Яценюк не стал скрывать, что выступает на этом форуме в качестве своего рода «сводника». По его словам, состоявшееся мероприятие: «Мы можем назвать бизнес-помолвкой. И теперь мы ожидаем бизнес-свадьбы как можно скорее. Давайте создадим бизнес-семью», — не без доли двусмысленности призвал собравшихся глава украинского кабмина.
Учитывая, что г-н Яценюк настойчиво уговаривал американский бизнес принять участие в процессе «широкомасштабной приватизации украинских государственных предприятий», можно предположить, что экономический «брак по расчёту» с США будет представлять мезальянс. Правда, в обмен на приобретение по бросовой цене наиболее ликвидных активов украинской экономики, Киев рассчитывает ответную любезность. А именно, на содействие Вашингтона в деле списания 40% своего долга МВФ. Украинские власти также надеются на лоббистские возможности Белого дома в отношении позиции частных кредиторов, какие пока отказываются принять предложение Украины по реструктуризации внешнего долга на сумму в $15,3 млрд. (при общем объеме госдолга в $70 млрд.).
Взамен Киев под благовидным предлогом «реформы энергетики» готов отдать США в реальных условиях весь свой энергетический сектор, а также предприятия химической промышленности. Фонд государственного имущества Украины уже запланировал выставить на продажу пакеты акций целого ряда ключевых предприятий. В их числе 99,6% акций Одесского припортового завода, 25% акций энергопредприятий «ДТЭК Днепроблэнерго», «ДТЭК Днепрэнерго», «ДТЭК Захидэнерго» и «Киевэнерго». ФГИУ также готов расстаться с 70% акций «Николаевоблэнерго», 70% акций «Хмельницкоблэнерго», 50,9% акций «Тернопольоблэнерго» и 99,9% акций Днепродзержинской ТЭЦ.
В планах объявленной тотальной распродажи энергоактивов в своё время упоминались 65% акций «Харьковоблэнерго»; 94,9% акций Одесской ТЭЦ, 94,8% акций Херсонской ТЭЦ и 55,2% акций «Запорожьеоблэнерго». Кроме того, желающие бизнес структуры из США смогут «максимально прозрачно» приобрести 50% акций компании «Укрнафтопродукт», 25% акций Днепровского машиностроительного завода, 95% акций предприятия «Днепрметрострой», 50% акций машиностроительного объединения «Орион» и 94,9% акций предприятия «Сумыхимпром».
В рамках мероприятий по «предпродажной подготовке» Украины Арсений Яценюк встретился в Вашингтоне с руководством крупнейшей частной сельскохозяйственной компании Cargill, которая проявляет интерес к «освоению» агропромышленного потенциала украинского чернозёма. Ранее её собственники выражали намерение построить зерновой терминал в порту «Южный» (Одесская область), а также увеличить инвестиции в его инфраструктуру.
В свою очередь, председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболевподписал с представителями американской компании Frontera Resources Corporation Меморандум о взаимопонимании. Согласно которому стороны договорились сотрудничать в сфере инвестирования в разведку и разработку нефти и газа на Украине, а также реализации проекта импорта СПГ с мощностей американской компании в Грузии. По информации Frontera, подтвержденные запасы природного газа в этой стране составляют около 300 млрд куб. м.
Напомним, передача американскому бизнеса контроля над энергетической сферой увязана с т.н. «реформой энергетики», которая выступает необходимым условием выделения Украине помощи в размере $17,5 млрд. по линии МВФ. В свою очередь, вице-президент Джозеф Байден уверил своего украинского визави, что США «будут убеждать» восточноевропейских лидеров увеличить реверсные поставки газа на Украину.
Экономист, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ Владислав Гинько обращает внимание, что на американо-украинской инвестиционной конференции было сделано гораздо больше заявлений, чем подписано реальных контрактов.
— Украинская сторона, разумеется, готова отдать все более-менее ликвидные активы, тем не менее не факт, что они заинтересуют американцев. Судя по составу участников форума, на нём присутствовало гораздо больше политиков, чем бизнесменов. А те предприниматели, какие посетили это мероприятие, скорее, ориентируются на то, что им скажут в Белом доме, чем на призывы Яценюка принять участие в приватизации украинских госпредприятий.
Ещё один любопытный момент — американские СМИ в реальных условиях проигнорировали это событие. Аналогичным образом французские масс-медиа отреагировали на визит министра по вопросам внешней торговли Франции на Украину.
«СП»: — С чем связано резкое снижение интереса к визитам в США представителей украинского руководства. Может быть, регулярные «наезды» высокопоставленных «попрошаек» с Украины уже приелись западной аудитории и сейчас уже не столь выигрышно смотрятся с точки зрения пиар-технологов Белого дома?
— Видимо, это связано с отсутствием заказа на освещение подобных событий со стороны самого американского истеблишмента. Как внятной программы по разрешению украинского кризиса, кроме набивших оскомину штампов про то, что «во всём виновата Россия» и «мы ужесточим меры против неё» у Вашингтона нет. Американское руководство участвует в таких «встречах для галочки», чтобы потешить собственное самолюбие: страна с 42 млн. жителей оказалась в почти колониальной зависимости от США, почти в качестве 51-го штата.
Что касается американских компаний, то они, конечно, готовы отхватить наиболее лакомые куски украинской экономики. Тем Не Менее такие сделки будут проводиться в значительной степени за кулисами официальных переговоров.
«СП»: — Насколько целесообразна с чисто экономической точки зрения массовая распродажа активов для страны, находящейся в преддефолтном состоянии?
— С учётом дефолтного рейтинга Украины данные производства будут отданы за бесценок. Можно сказать, что это не «рынок продавца, а «рынок покупателя». Американский бизнес может приобретать землю и госимущество Украины только с целью дальнейшей перепродажи, когда ситуация в стране начнёт «отскакивать от дна». Второй момент это установление контроля над элитами. Потому что, если ты распоряжаешься производством и доходами, ты управляешь властями, какие превращаются в послушных марионеток.
Установив контроль над украинским реальным сектором, Вашингтон будет определять, какие отрасли (в основном сырьевые и энергетические) выгодны для западного мира, а какие нет. За Киев будут принимать решения о структуре экономики: что Украина будет производить и кому поставлять. Раньше вы работали с Россией, а теперь придётся иметь дело с нами.
США делают вид, что, преследуя собственные интересы, одновременно, добиваются положительного эффекта для Украины. Таких чудес не бывает — если ты продвигаешь исключительно свою повестку, это означает враждебное поглощение, а не взаимовыгодный союз.
«СП»: — У Киева есть возможность поторговаться?
— Разумеется, нет. Он, я уверен, даже не определяет, что продавать и по какой цене. В этом плане из команды Порошенко американцы могут «вить верёвки». Фактически происходит рейдерский захват экономики Украины, управлять которой посажена новая администрация. Конечно, взаимен американцы обеспечивают Киеву политическую «крышу», а также удовлетворение элементарных экономических потребностей за счёт своих союзников. В частности, вице-президент США Джозеф Байден уже пообещал надавить на европейцев по вопросу о реверсных газовых поставках на Украину. Хотя те же Словакия, Венгрия, Польша и Румыния не имеют избыточных объёмов энергоносителей.
Киев отказался от закупок российского газа, на что Байден (один из главных лоббистов идеи «энергонезависимости» Украины от России при установлении «энергозависимости» от США и их союзников), можно предположить, пообещал выписать кредитную гарантию ещё на один миллиард долларов. Правда, потом данные деньги, какие пойдут на приобретение более дорого сланцевого газа, поставляемого американскими компаниями, всё равно придётся возвращать.
Допустим, украинское правительство выходит на рынок, выпускает облигации. Инвесторы задают резонный вопрос: а чем вы гарантируете возврат наших вложений? Им отвечают — кредитными гарантиями, предоставленными Вашингтоном: если мы не сможем вернуть долг, его оплатят США.
«СП»: — А какой смысл американцам платить за чужие долги?
— Политическая администрация США выигрывает, приближенные к ней бизнес круги также. Зато проигрывают американские налогоплательщики, что происходило уже не раз. Когда миллиарды долларов закачивались в военные авантюры Пентагона по всему миру, шли на содержание американских баз за рубежом.
Хитрость заключается в том, что Обама вместе со всей своей администрацией это коллективная «хромая утка», которая может обещать всё, что угодно. А потом, находясь на почётной пенсии, только пожимать плечами: понимаете, ребята из Киева, у нас сейчас новые люди в Белом доме, какие считают, что кредиты надо возвращать. Правящие элиты США и Украины это команды временщиков. Поэтому Яценюк не слишком озабочен тем, в какую сумму обойдётся Украине возведение терминалов СПГ, закупка норвежского газа и т. д. Да хоть в 2−3 раза дороже, чем продолжать приобретать топливо у Газпрома.
«СП»: — Помимо собственных налогоплательщиков, США заставляют раскошелиться граждан из 188 государств, какие входят в число доноров МВФ, включая российских.
— И Вправду, решение МВФ о пролонгации кредитной линии Украине даже в случае объявления её выборочного (перед частными инвесторами) дефолта, очевидно, было пролоббировано США. При том, что выделяемые средства словно попадают в «чёрный ящик». Хотя, в общем, понятно, что они расходуются на войну. Европейцы даже не желают финансировать закачку газа на зиму в украинские ПХГ, как его дальнейшая судьба неизвестна.
Американские «акулы бизнеса» не занимаются дотированием чужих экономик, подчёркивает заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин.
— Если Киев всерьёз рассчитывает на то, что та роль, которую играли российские власти и наши предприятия, возьмут на себя США и американские компании, трудно себе представить, какой разочарование его постигнет уже в ближайшее время.
Максимум на что сподобятся американские «партнёры» это предоставление гарантий по кредитам. Тем Не Менее это не живые деньги, в которых в наибольшей степени заинтересованы украинские власти. Безусловно, на Украине есть интересные объекты для бизнеса. Тем Не Менее продать украинские предприятия на фоне неразрешённого военно-политического кризиса можно только за копейки. Существующие риски будут заложены в инвестиционную уценку.
Издержки лягут на плечи украинских налогоплательщиков в виде социальных гарантий, какие не смогут быть выполнены. Думаю, американцы в полной мере воспользуются теми слабостями, какие имеет позиция господина Яценюка.
«СП»: — Могут ли США быть уверенны, что всегда «отобьют» вложенные средства, даже незначительные по объёму. Например, компания Shevron сворачивает свой сланцевый проект на Украине, потеряв определённые инвестиции.
— Потери возможны и даже неизбежны, тем не менее Украина это геополитический проект. И многие американские компании участвуют в нём, получив определённые гарантии от политических элит. Можно не сомневаться, что правительство США за оказанную услугу предоставит им возможность «отбить» вложения ещё где-то в сфере своего влияния.
В конце концов, если сравнить количество проектов на Украине, какие анонсируются, с количеством проектов, какие реально реализуются, то мы увидим, что это совершенно несопоставимые числа. Это правило применимо даже для стабильных экономик и государств. Чего уж говорить об Украине, которую сегодня представляет на международных переговорах премьер Яценюк, а через год на его месте окажется кто-то другой. Любой инвестиционный проект не стоит воспринимать всерьёз, пока не заложен «первый камень».
Заведующий сектором «Россия и новые государства Евразии» ИМЭМО РАН Николай Работяжев согласен с тем, что ситуация на Украине не располагает к привлечению реальных инвестиций.
— Как известно, «деньги любят тишину», то есть, капиталы тянутся в страну, где есть элементарная стабильность. Военный конфликт в Донбассе, а также эксцессы гражданского противостояния в Мукачево могут только отпугнуть потенциальных инвесторов. В страны, раздираемые подобными конфликтами, в лучшем случае приходит спекулятивный капитал.
Это портфельные инвестиции, какие при первом же обострении социально-политической нестабильности возвращаются обратно. Ситуация на Украине не располагает к прямым долгосрочным инвестициям.
Не случайно, в прошлом году был зафиксирован очень серьёзный отток капиталов из этой страны, а объём инвестиций сократился в шесть раз. То есть, начиная с победы Майдана, западный капитал только уходил из Украины.
«СП»: — Насколько можно судить, Киев интересуют не столько инвестиции, сколько реструктуризация (желательно списание) части $70 млрд. долга.
— Команда Порошенко готова отдать США всё госимущество, чтобы только американцы уменьшили долговое бремя Украины. Это чревато «греческим сценарием», когда полностью «убитая» экономика будет уже неспособна генерировать доходную часть бюджета. В такой ситуации дефолт становится вопросом времени. Особенно тяжёлым ударом стал разрыв кооперационных связей с Россией (в авиакосмической отрасли, в сфере ВПК, судостроении, атомной энергетике). Данный процесс начался ещё приЮщенко, тем не менее в годы правления Виктора Януковича был частично отыгран назад.
Понятно, что западные кураторы украинского проекта под названием «АнтиРоссия» будут периодически подбрасывать Киеву финансовую «косточку», чтобы Украина окончательно «не вмерла». Это чисто политическое решение.