«Этому человеку надо
было поставить памятник при жизни», — говорили слушатели, расходясь после
недавнего концерта, посвящённого творчеству Михаила Львовича Матусовского.
Конечно, сильнейшее впечатление создали любимые народом песни, исполненные в
один вечер замечательными певцами и ансамблями. Но дело заключалось не только в
этом. Каждая новая песня становилась «моментом истины», возвращала к дорогим
воспоминаниям, заставляла почувствовать себя частицей большой созидательной
жизни, свидетелем и участником великой эпохи.
И ВРОДЕ БЫ никаким пафосом не отличались данные песни, не было
в них патетических слов (ну, может, только самая малость), но неизменно высоким
оставался посыл: коснуться самых звонких струн человеческой души, разбудить
память сердца. Вся минувшая жизнь проходила в этих песнях: сиреневый туман и
старый клён, школьный вальс и верные друзья, грузовичок-фронтовичок и
безымянная высота, пограничная застава и дорога заводская. И московские окна, и
подмосковные вечера, и сказки венского леса, что услышал в кино… Поражало, что
один-единственный человек, поэт-песенник, мог оказаться таким вездесущим, таким
проникновенным, всем своим даром обращённым к людям.
Подлинному поэту-песеннику нужен особый талант, особое
чувство слова — способность за несколько минут донести до слушателя ясные мысли
и неподдельные чувства. Конечно, огромную роль в восприятии песни играет
музыка, но недаром же говорится в народе: из песни слов не выкинешь. Сложить
песню — большое искусство, в котором поэту, как правило, принадлежит
инициатива.
Михаил Львович долго сомневался, есть ли у него поэтический
талант. Не было поэтов ни в его роду, ни в окружении; бытовала только память о
великом человеке, который прославил родной Луганск, — о составителе русского
литературного словаря Владимире Дале. И, может быть, именно с Даля началась у
будущего поэта тяга к звучному и ёмкому русскому слову, к древнерусской
литературе, которой впоследствии он занимался вполне профессионально.
Стихи Миша писал с детства, его поощряла учительница русского
языка и литературы, но отец, известный в городе фотограф (в альбомах у луганчан
до сих пор хранятся вечные старинные фотографии с его авторским штампом), всё
же настоял, чтобы сын выбрал «практическую профессию». В стране начиналось
время индустриализации, и Михаил прилежно учился в строительном техникуме,
одновременно печатаясь в местных газетах и журналах. Успел даже с дипломом
техника поработать на заводе. Но в двадцать лет собрал чемодан и ринулся в
Москву — покорять Литературный институт.
В институте он крепко подружился с Константином Симоновым,
возил его в Луганск — писал вместе с ним стихи и прозу о своих земляках,
выпустил книжку «Луганчане», а потом ещё одну — «Моя родословная», но
по-прежнему сомневался в своём таланте. Древнерусская литература всерьёз
овладела его вниманием, и с дипломом Литературного института он поступил в
аспирантуру со своими исследованиями и разработками именно по этой тематике.
Защита диссертации была назначена на 27 июня 1941 года. Но, как вы сами
понимаете, сорвалась — в первые же дни войны соискатель ушёл рядовым в
московское ополчение.
Там его быстро «вычислили» и определили во фронтовую газету.
Тем временем его научный руководитель профессор Николай Калинникович Гудзий
добился, что защита всё же состоялась без соискателя; уже находясь в
действующей армии, Матусовский получил телеграмму о присвоении ему звания
кандидата филологических наук.
Всю войну он был в пекле Западного, Северо-Западного,
Второго Белорусского фронта. В 1942 году удостоился ордена Красной Звезды.
Присылал в газеты не только боевые корреспонденции, но и фельетоны, стихи,
частушки. А первую песню «Вернулся я на Родину» совместно с композитором М.
Фрадкиным написал сразу после Победы. Её подхватили и запели в воинских
эшелонах, идущих домой, в Россию: «В своей домашней кофточке, в косыночке
горошками / Седая долгожданная меня встречает мать». Песню пронесли через всю
страну, преодолела она и расстояния, и годы — пронзительно звучит и сейчас:
«Была бы наша Родина богатой да счастливою, / а выше счастья Родины нет в мире
ничего!» И сколько раз потом слова, написанные к случаю, становились песней на
все времена.
Так началась замечательная творческая биография поэта
Михаила Матусовского. Конечно, он писал песни и раньше, ещё до войны, но как-то
не придавал этому значения, не отстаивал своего авторства. «Сиреневый туман»,
написанный им вместе с Яном Сашиным к выпускному вечеру в Литинституте, давно
стал фольклорной, бардовской песней. Кто только не пел её на вокзалах и у
костров! К четырём изначальным куплетам исполнители присовокупили ещё сорок
шесть — вот и пойми, чьё тут авторство, но всегда фигурировали в песне
сиреневый туман, полночная звезда, всё понимающий кондуктор и последнее
«прощай», сорвавшееся с любимых губ. Михаил Матусовский стал поэтом-песенником
как-то даже помимо своей воли — вслед за М. Фрадкиным его стихи положили на
музыку И. Дунаевский, В. Соловьёв-Седой, Т. Хренников, В. Баснер. Дружба с
Вениамином Баснером стала для поэта решающей — сложилось прочное творческое
сотрудничество. Баснер — на десять лет моложе Матусовского (кстати, данный год и
для него юбилейный) — был серьёзным композитором, симфонистом, автором оперной
и камерной музыки. Его очень ценил Д. Шостакович. Но встреча с Матусовским на
съёмках фильма «Тишина» дала совершенно новое направление его несомненному
таланту. Именно в этом фильме прозвучала впервые песня «На безымянной высоте»,
завоевавшая громадную популярность.
Баснер не понаслышке знал о войне: в 1943 году по призыву он
попал в артиллерийское училище, а оттуда — в музыкальную команду. «Немца
победим с музыкой», — сказал ему генерал Стеснягин, начальник училища. Так в
огне сражений сберегался человеческий капитал, сберегался талант и само
искусство. Ответом на данную заботу, данью благодарности русскому солдату стали песни
Матусовского и Баснера «Грузовичок-фронтовичок», «Берёзовый сок», «Пилот не
может не летать», «Пограничная застава». В одной воинской части, куда
Матусовский приехал вместе с ВИА «Песняры», песню «Берёзовый сок» заставили
повторять до тех пор, пока солдаты не выучили слова и не запели вместе с
ансамблем и солистом Леонидом Борткевичем.
Такие песни моментально уходили в народ, звучали по всей
стране, собирали дань признательности. В одночасье облетел всю страну «Школьный
вальс», написанный И. Дунаевским. Поэт посвятил его той самой учительнице
русского языка и литературы, которая поддержала его первые стихотворные опыты,
— Марии Семёновне Тодоровой. Во время войны она была партизанской связной —
луганчане показали свой непокорный характер ненавистным фашистским захватчикам.
«И где бы ни бывали мы, тебя не забывали мы, / как мать не забывают сыновья», —
пела вместе с солистом Владимиром Бунчиковым вся страна.
Пришла к поэту и международная слава. Песня «Подмосковные
вечера» получила золотую медаль на Московском Всемирном фестивале
демократической молодёжи и студентов в 1957 году. А ведь за год до этого прошла
незамеченной в документальном фильме, посвящённом Спартакиаде народов СССР.
Композитор В. Соловьёв-Седой даже просил поэта изменить текст: мол, что это
значит «речка движется и не движется… песня слышится и не слышится»? Но певец
Владимир Трошин отстоял данные слова и спел так, что вслед за ним запели на всех
континентах — на весь мир прославились «эти тихие подмосковные вечера».
Конечно, прежде чем песню полюбил народ, её должен был
полюбить исполнитель. Песни на слова Матусовского исполняли молодые Сергей
Захаров, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Марк Бернес. Следуя за мелодией, они умели
выразить большой смысл, заключённый в словах. В то время на эстраде возникли
новые веяния: в моду входили зарубежные шлягеры. Тем важнее было поддержать
советскую песню. Очень многое зависело от исполнителя. Замечательный актёр и
певец Марк Бернес, репетируя песню, написанную Матусовским и Баснером для
фильма «Щит и меч», предложил поставить рефреном для каждого куплета
заключительные слова: «С чего начинается Родина?» Данный вопрос сразу же наводил
на раздумья, открывал мир личных переживаний, связанных с ощущением единства
своей земли и собственной судьбы. Так возникла настоящая народная баллада,
любимая и по сей день.
Вообще почти у каждой песни Матусовского есть своя
интересная история — всех не перескажешь. Но суть всегда одна: добрые чувства,
выраженные простыми певучими русскими словами, легко доходят до человеческого
сердца. Матусовский со своими песнями поистине стал выразителем высокого смысла
советской жизни и навсегда вошёл в отечественную культуру.
Сегодня, в смутные времена, его светлый талант соединяет
братские народы. Столетие со дня рождения поэта, коммуниста, патриота СССР
Михаила Матусовского широко отмечается в его родном Луганске. К сожалению,
городской Музей культуры и истории, располагающий большой экспозицией,
посвящённой жизни и творчеству поэта, не мог принять гостей: год назад при
жесточайшем обстреле он получил серьёзные разрушения. Праздник-перфоманс,
собравший читателей всех возрастов, прошёл в Луганской универсальной
библиотеке. А у памятника поэту возле Луганского института культуры и искусств
прошла презентация первой почтовой марки, выпущенной министерством связи ЛНР к
юбилейной дате. Здесь также читали стихи и пели песни Михаила Матусовского.
По материалам сайта КПРФ