Мосгордума ушла на летние каникулы. О том, как прошли первые девять месяцев работы, что изменилось в новом созыве и стал ли столичный парламент более демократичным, мы поговорили с руководителем фракции КПРФ Андреем Клычковым. - Андрей Евгеньевич, девять месяцев Мосгордума отработала в новом составе и по новым правилам. Какие-то принципиальные изменения произошли?
- С точки зрения организации работы – безусловно. Сегодня только 18 из 45 депутатов получают в Мосгордуме зарплату, остальные совмещают функции народных избранников с основным местом работы. Физически это очень сложно. Доходит до того, что депутаты не всегда успевают посещать заседания, а письма вынуждены подписывать «на коленке».
Изменился и ритм работы - заседания теперь проводятся не каждую неделю, а раз в месяц. В итоге дума просто не успевает своевременно рассматривать многие инициативы. К примеру, шесть отзывов фракции КПРФ на проекты федеральных законов вовремя не включили в повестку и в итоге вообще не рассмотрели. Что уж говорить о непосредственной работе с избирателями: приеме населения, обработке жалоб и обращений. Получается, что москвичи, имеющие «непрофессионального» депутата, ущемлены в правах.
Конечно, со стороны всё это не так заметно, поэтому для большинства москвичей, я думаю, Мосгордума как была каким-то декоративным органом при Правительстве Москвы с довольно расплывчатым набором полномочий, так и осталась.
- Но вы ведь не будете спорить с тем, что Мосгордума стала более демократична – теперь между депутатов представители аж пяти партий! И это, кстати, вопреки вашему прогнозу о том, что переход к мажоритарной системе лишит оппозицию мест в парламенте.
- К счастью, иногда мои прогнозы не сбываются (улыбается). Благодаря активной поддержке москвичей мы и вправду увеличили фракцию, теперь у нас пять депутатов вместо трёх. А в думе выросло количество депутатских объединений: четыре вместо двух. Но суть от этого не изменилась. Никакого плюрализма мнений нет, «Родина» и «Моя Москва» голосуют так же, как «Единая Россия». Крайне редко мы видим, чтобы они занимали альтернативную позицию. Взять, к примеру, наш закон «О детях войны» - большинство депутатов просто уклонились от голосования, хотя перед выборами только ленивый не обещал его принять. Большое спасибо Надежде Георгиевне Бабкиной – только она, кроме коммунистов, проголосовала «за».
Исключение из правил – наша инициатива референдума. Дума подготовила отрицательный проект постановления, и мы пошли на крайнюю меру – всей фракцией покинули зал заседаний. Только после этого демарша была принята поправка о признании одного из трёх вопросов соответствующими законодательству.
- С какими ещё законодательными инициативами выступала фракция КПРФ?
- Это, к примеру, проект закона «Об охране здоровья в городе Москве», направленный на устранение последствий реформы здравоохранения. Наши предложения позволят обеспечить москвичей качественной медицинской помощью по месту жительства и не дадут сокращать медперсонал.
Это крайне важные изменений в закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов отдельными полномочиями города Москвы», какие вводят контроль за капремонтом со стороны муниципальных депутатов. С 1 июля в связи с переходом к платному капремонту депутаты таких полномочий лишены, поэтому мы предложили в срочном порядке скорректировать законодательство. Наш проект принят в первом чтении, но, к сожалению, мы видим, что его пытаются положить под сукно.
По-прежнему остается нерассмотренным наш законопроект о предоставлении многодетным семьям Москвы бесплатных земельных участков.
Работу над этими и новыми законопроектами мы продолжим осенью.
- Какое, на ваш взгляд, самое значимое решение приняла Мосгордума за данные 9 месяцев?
- Сложно выделить какое-то одно, скорее можно говорить о тенденциях. Смотрите, что получается: дума постоянно вводит новые поборы для москвичей и при этом освобождает от налогов коммерческие структуры. Знаковыми в этом плане можно назвать решения об установлении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости недвижимости и о введении взносов на капремонт. К сожалению, несмотря на наши протесты, платный капремонт все же был запущен постановлением Правительства Москвы. Тезисы чиновников и депутатов «Единой России» просто поражают: москвичи знали, на что идут, когда приватизировали квартиры! При этом когда речь заходит о поддержке бизнеса, риторика резко меняется. Сразу все вспоминают про кризис и про наполнение бюджета – уже дали льготы и гостиничному бизнесу, и ресторанам. Мы принципиально против этого. Последние годы бюджет Москвы держится на налогах на доходы физических лиц – вот этих налогоплательщиков и требуется поддерживать в условиях кризиса.
- Андрей Евгеньевич, чего фракции КПРФ удалось добиться за это время?
- У каждого из наших депутатов – список достижений в округах. Я не буду подробно о них говорить, потому что это маленькие победы по обращениям граждан: помогли оформить субсидию, провести ремонт лифта, восстановить пешеходный переход и так далее. Кстати, с октября по июль депутаты фракции обработали почти 15 тысяч обращений москвичей.
Есть и общегородские результаты. Благодаря колоссальной поддержке муниципальных депутатов мы добились снятия с рассмотрения Мосгордумы поправок в Градкодекс Москвы, подготовленных в интересах строительного лобби. Мы долго вели переговоры с правительством и смогли добиться предоставления малообеспеченным москвичам субсидий на оплату взносов на капремонт. Кроме того, после двух лет борьбы и акций протеста мы смогли остановить массовый перевод жилых помещений на первых этажах жилых домов в нежилой фонд. Я считаю данные результаты крайне значимыми для города.
- Как работается фракции КПРФ в новом составе? Бывают у вас разногласия, споры?
- Ещё бы, куда без них! Некоторые вопросы обсуждаем часами, прежде чем придем к компромиссу. Но я считаю, сила нашей фракции как раз в том, что все мы разные – и по возрасту, и по роду деятельности.
С Николаем Николаевичем Губенко мы давно сработались, «притерлись». В своей сфере он не имеет равных, мы полностью полагаемся на его мнение, когда речь идёт о культуре и искусстве. Три наших депутата – «новенькие», но их уже хорошо знают москвичи. Это Елена Анатольевна Шувалова - кандидат географических наук, мама троих детей, человек, прекрасно знающий Москву и болеющий душой за город. Сегодня она лидер по числу выступлений на заседаниях. Николай Григорьевич Зубрилин имеет колоссальный опыт работы в муниципальном собрании, отлично знает проблемы москвичей «изнутри». Он всегда на баррикадах, на защите прав избирателей. Леонид Андреевич Зюганов – самый молодой депутат в Мосгордуме, при этом очень ответственный, талантливый, хваткий.
В общем, можно сказать, что в нашей фракции гармонично сочетаются молодость, опыт и знания.
- На последнем заседании Мосгордумы были приняты решения, о которых в СМИ сообщалось только вскользь, - о сокращении аппарата и об освобождении от должности руководителя аппарата Олега Адабашьяна. Как вы считаете, отразится ли это на деятельности парламента в будущем?
- Для меня совершенно очевидно, что человек, который выстроил систему работы думы, не пишет заявление о сложении полномочий просто так. Уверен, что Олега Гургеновича вынудили это сделать: где-то не мог промолчать, где-то не мог согласиться. Сейчас в думе намечаются два важных события: сокращение штата на 10 процентов и переезд в новое здание. Видимо, в этих условиях от руководителя аппарата требовали определенных действий, на какие он не мог пойти.
Сегодня ситуация такова, что аппарат думы перестает быть самостоятельной хозяйственной структурой, не имеющей политической окраски. Его постоянно пытаются подмять по себя и превратить в аппарат «Единой России», поэтому на месте руководителя, видимо, нужен «свой» человек.
Бесспорно, внутренние изменения в думе произойдут. В конце прошлого созыва, когда сокращали количество помощников депутата с шести до четырех, нам обещали, что данные потери будут компенсированы за счёт работы аппарата. Но сегодня мы видим, что наши возможности постоянно урезают.
- Андрей Евгеньевич, и в заключение в двух словах – какие планы на осеннюю сессию?
- Продолжим законотворческую работу. Несколько социальных проектов уже есть, желаем также попытаться вернуть думе ряд полномочий. Будем чаще проводить встречи во дворах – сегодня они проходят раз в неделю, но для Москвы этого, конечно, недостаточно. Несмотря на обилие СМИ и соцсетей, зачастую москвичи ничего не знают о работе Мосгордумы. Планируем плотнее взаимодействовать с экспертным сообществом и общественными организациями, тем более что в новом здании вместе с Мосгордумой будет находиться Общественная палата и уполномоченный по правам человека. За данные 9 месяцев наши депутаты освоились, фракция сработалась, так что в дальнейшем будем набирать обороты.