| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В последние
годы в научном обороте обществоведения появился ряд новых понятий о глобальном
кризисе, глобальном хаосе, глобальной агрессии, глобальной революции.
Незамедлительно последовали политические и идеологические спекуляции на данные
темы. Даже сама глобализация – объективная и закономерная интеграция
общественных процессов во всемирном масштабе – интерпретируется ангажированными
авторами в качестве глобализации капитализма, что означает антиисторическую
идею о контрреволюционной реставрации его безраздельного господства на земном
шаре. К тому же удивляться не приходится – попытки повернуть мировой
исторический процесс вспять обнаружили себя с самого начала человеческой
цивилизации. Ермалавичюс Юозас
Юозович, доктор исторических наук, профессор (г. Москва)
Ермалавичюс
Ю.Ю. Заместитель Председателя Центрального Совета СКП-КПСС
Отсутствие
адекватного восприятия общественной действительности современного мира
неизбежно рождает искажённые, превратные, иллюзорные толкования научных понятий
и терминов. Сущность глобального кризиса отождествляется с проявлениями
мирового экономического кризиса.
Глобальный хаос самообманчиво выдаётся под иллюзорной ширмой «управляемого
хаоса». Классовое противоборство общественных сил социальной революции и
контрреволюции изображается в однобоком направлении, хотя в исторической
действительности они представляют собой прямо противоположные тенденции
прогресса и реакции. В контрреволюционной пропаганде нивелируются даже
политические антиподы – коммунизм и фашизм. Подобные примеры умственного
невежества свидетельствуют о том, что
без адекватного восприятии исторической действительности не может складываться
её научное понимание. Вовсе не случайно разворачивается идеологическая
догматизация общественных наук.
Массовое
распространение антинаучных идей о современных тенденциях мирового
исторического процесса свидетельствует о революционном характере исторической
эпохи новейшего времени, открытой Великой Октябрьской социалистической
революцией. Специфика общественного бытья переломного времени соответственно
отражается в общественном сознании людей. О духовных особенностях революционных
эпох К. Маркс писал: «Как об отдельном человеке нельзя судить на основании
того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе
переворота по её сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из
противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между
общественными производительными силами и производственными отношениями»
[1]. Поэтому в современном мире научное мировоззрение диалектического
материализма оказалось единственным учением, которое не поддаётся
разрушительному воздействию глобального кризиса, а способствует научному
познанию причин его возникновения и возможностей его преодоления.
Диалектико-материалистическое
мировоззрение служит теоретической и методологической основой научного познания
мирового исторического процесса. Объективная логика истории воплощается в
диалектике общественного развития человечества. В диалектике взаимодействия производительных
сил и производственных отношений общества. В диалектике классового
противоборства социальных противоположностей человеческой цивилизации. Что
касается закономерностей революционных эпох, К. Маркс писал: «Ни одна
общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные
силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие
производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют
материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому
человечество ставит себе всегда только такие задачи, какие оно может
разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама
задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения уже имеются
налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления» [2]. Это
научное открытие К. Маркса имеет первостепенное значение и для понимания
современного этапа революционной эпохи новейшего времени.
На старте
новейшей исторической эпохи в начале XX века В.И. Ленин научно раскрыл характеристику высшей стадии
капиталистической формации общества – империализма. Он исходил из того, что
«империализм – это такое состояние капитализма, когда он, выполнив всё для него
возможное, поворачивает к упадку» [3]. Это позволило В.И. Ленину научно
предвидеть динамику загнивания и саморазрушения мировой капиталистической
системы, обнаружив в империализме «черты переходной эпохи от капитализма к
более высокому общественно-экономическому укладу» [4], когда «основные свойства
капитализма стали превращаться в свою противоположность» [5], когда
человечество оказалось «под влиянием экономического и политического всемирного
кризиса» [6].
На основе
научного подхода к жизни общества В.И. Ленин обнаружил революционный путь
выхода из всемирного кризиса капитализма. Практическая реализация его учения в
исторической действительности увенчалась победой Великой Октябрьской
социалистической революции, построением социалистического общества в Советском
Союзе, победой советского социализма над фашистской реакцией империализма,
прорывом социалистической цивилизации на международную арену, образованием
мировой социалистической системы. В итоге первоочередное содержание исторической
эпохи новейшего времени – революционный переход человечества от капитализма к
социализму – получило полный размах в планетарном масштабе, к 1970-м годам в
мировом историческом процессе образовалось равновесие между социалистической и
капиталистической системами.
Рождённые
Великим Октябрём всемирно-исторические сдвиги в развитии человеческой
цивилизации побудили к середине XX века такое могущественное явление новейшей
эпохи, как мировая научно-техническая революция, которая качественно
преобразовала материально-производственный фундамент жизни народов земного
шара. Под определяющим воздействием научно-технической революции совокупные
производительные силы человечества обрели совершенно новый уровень развития и
закономерно потребовали соответствующего преобразования производственных
отношений во всемирном объёме. Начался переломный этап революционной
исторической эпохи.
Мировая
научно-техническая революция второй половины XX века представляла собой
качественное преобразование производительных сил человечества на основе
постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу общества.
В процессе коренного научно-технического совершенствования материального
производства, под воздействием крупнейших научных и технических открытий,
усилением взаимодействия науки с техникой и производством, разработкой и
применением наукоёмких технологий качественно обогатился всемирный
научно-технический потенциал. Благодаря этому достижению научно-технической
революции стал изменяться характер труда и производства, увеличивалась
производительность труда, повышалась эффективность производства. Соответственно
изменялись все стороны и сферы жизни общества, предъявляя новые требования к
его социальной зрелости и умственной развитости.
Мировая
научно-техническая революция характеризовалась органическим соединением науки с
материальным производством, становлением науки непосредственной
производительной силой общества. Это обеспечивало научную основу производства,
способствовало существенному повышению его научно-технического уровня развития.
Научно-техническая революция открыла возможности для создания материального
производства совершенно нового технического и технологического уровня развития
– наукоёмкого производства. Тем Не Менее должное осуществление новейших возможностей
научно-технического совершенствования общественного производства оказалось
невозможным в условиях капиталистического способа производства, ограниченного
оковами частной собственности на средства производства.
Становление
науки непосредственной производительной силой общества обеспечило подъём
производительных сил человечества на качественно новый уровень развития. На
этой основе обобществление производства обрело всемирный масштаб и глобальный
характер. Соответственно глобализировались взаимосвязь и взаимодействие всех
общественных отношений, процессов, тенденций, что значительно усложнило функционирование
человеческой цивилизации. Первоочередной необходимой потребностью жизни народов
стало научно обоснованное управление их общественным развитием. Удовлетворение
этой социальной потребности общества предполагает последовательное
использование объективных законов его развития на практике его
жизнедеятельности.
Научная
организация материального производства призвана обеспечивать соответствие
характера производственных отношений общества уровню развития его
производительных сил, что реально возможно и требуется в социалистическом
способе производства. Научная основа производства требует научного обоснования
всей организации жизни общества, что предполагает соблюдение и использование
объективных законов общественного развития в конкретных целях социального
прогресса. Научно обоснованное управление общественными процессами способно
преодолеть экономическую и социальную стихию, заменяя её гармонизацией всей
совокупной системы общественных отношений, чем характеризуется социалистическая
организация жизни общества.
Комплексная
механизация и автоматизация материального производства, создание и внедрение в
него электронной техники, открытие и использование новых видов энергии,
создание и применение искусственных конструкционных материалов, образование
международных систем коммуникации и связи, создание общемировой сети
информации, проникновение человека в космос и другие направления мировой
научно-технической революции способствовали гигантскому росту материальных и
духовных возможностей человечества, достаточных для грядущей
общественно-экономической формации коллективистского и гуманистического
развития народов. Наука обеспечивает неограниченные возможности для развития
общественного производства вплоть до полного удовлетворения человеческих
потребностей всего населения планеты.
Превращение
науки в непосредственную производительную силу общества существенно изменило
характер производственного труда. В нём усилились роль и значение умственной
развитости, интеллекта, научной грамотности, духовной культуры человека.
Интеллектуализация производственного труда способствовала его становлению
творческим занятием, что предполагает всестороннее развитие человеческой
личности. К тому же образование наукоёмкого производства обеспечивает
органическое соединение физического и умственного труда людей непосредственно в
их производственной деятельности, что обусловливает становление социальной
группы, занятой наукоёмким производством. Тем самым формируется рабочий класс
наукоёмкого производства, объединяющий в производственной деятельности научных,
конструкторских, инженерных, технологических и других работников высшей
профессиональной квалификации. В итоге складывается социальный класс нового
типа – носитель социалистического способа производства.
Мировая
научно-техническая революция представляла собой качественный скачок в
историческом развитии человечества. Превращая науку в непосредственную
производительную силу общества, она коренным образом обновила материальную
основу жизни народов земного шара и настоятельно потребовала соответствующего
преобразования их общественного жизнеустройства. Реальное подтверждение получило научное
предвидение К.Маркса, что "буржуазные производственные отношения являются
последней антагонистической формой общественного процесса производства",
так как "развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы
создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого
антагонизма"[7]. Научно-техническая революция открыла возможности и
обеспечила предпосылки для достижения народами высшей ступени человеческой
цивилизации, свободной от социального неравенства и антагонизма, базирующейся на
коммунистических началах коллективизма и гуманизма.
Мировая научно
техническая революция объективно опередила стратегию дальнейшего исторического
развития человечества на долгосрочную перспективу. Получив научную основу,
динамика общественного прогресса народов обрела неограниченные возможности для
совершенствования материального производства, социального созревания, духовного
обогащения. Первоочередной необходимой потребностью и стратегической задачей
международного сообщества стало полное овладение наукоемким производством,
обеспечивающим комплексную автоматизацию производственных процессов и
соответствующее увеличение производительности труда. Решение этой важнейшей
задачи предполагает дальнейшую социализацию и гуманизацию общественных
отношений, содействующих всестороннему развитию личности человека, обогащающих
его способности к высокопроизводительному труду, стимулирующих творческий поиск
в общественной жизнедеятельности.
Благодаря
преобразующему воздействию мировой научно-технической революции коренным
образом изменилась человеческая цивилизация. Интеграция и обобществление
материального производства получили общемировую степень. Вследствие этого
обстоятельства взаимосвязь и взаимодействие, взаимозависимость и
взаимообусловленность, интегрированность и обобществлённость всех сфер
жизнедеятельности человечества обрели планетарный масштаб и глобальный
характер. Диалектика целостности и противоречивости мира стала ведущим фактором
мирового исторического процесса, требующим первоочередного учета при научном
познании и революционном преобразовании общественной действительности.
Революционные
сдвиги в материальном производстве объективно определяют необходимые
потребности общественного прогресса человечества. Его новейшей стратегической
целью стало полное овладение производительными достижениями мировой
научно-технической революции. Научная основа производства закономерно
потребовала научного обоснования всей организации жизни общества, превращения
науки в ведущий фактор социального развития народов. Тем Не Менее ни одна страна планеты
не справилась с решением этой назревшей стратегической задачи. Из-за
ограниченности капитализма народы мира оказались неподготовленными к должному
овладению потенциалом научно-технической революции. Социальная и духовная
зрелость народов отставала от новейшего взлета научно-технического прогресса. К
тому же ни одна страна, отдельно взятая, не обладала материальным могуществом,
объективно необходимым для полного овладения дорогостоящими наукоемкими
технологиями.
Возрастание
объективных возможностей и необходимых потребностей исторического прогресса
народов мира из-за радикального подъема уровня развития их материальных
производительных сил закономерно настаивало на революционное преобразование
всей совокупной системы общественных отношений человечества. На земном шаре
стала действовать объективная историческая необходимость грядущих социальных
революций. Она вызвала новое обострения всемирного кризиса капитализма и
его перерастание в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации,
какого раньше не знала всемирная история. Глобальный кризис охватывал все сферы
жизни общества и все слои населения, способствовал крайнему обострению всех
общественных противоречий, развивался к революционному преобразованию жизни
общества в направлении исторического прогресса. Поэтому выход народов из
глобального кризиса непосредственно связан с овладением ими производительными
достижениям мировой научно-технической революции.
Социальное и
духовное отставание общества от революционного скачка научно-технического
прогресса олицетворяло ограниченность частнособственнической системы
общественных отношений. Частная собственность на средства производства не
только не отвечала новейшим потребностям исторического прогресса, тем не менее и аккумулировала
в себе глобальный кризис старого общественного устройства мира. В итоге
образовался непримиримый конфликт между производительными достижениями
научно-технической революции и частнособственническим укладом общественной
жизни народов. Частнособственническая система эксплуатации и угнетения человека
человеком полностью изжила себя и оказалась на грани революционного взрыва. Тем
самым научно-техническая революция объективно определила ускорение распада
частнособственнического общественного жизнеустройства человечества.
В целом
мировая научно-техническая революция выявила историческую ограниченность
капиталистического способа производства и общественного строя. Они оказались не
способными к овладению её производительными достижениями. Они противодействовали
развитию наиболее перспективных её направлений, используя её инновации лишь в
эксплуататорских целях монополий в погоне за максимальной прибылью. В процессе
научно-технической революции капиталистический способ производства полностью
исчерпал свой созидательный потенциал и естественно вступил в исторический этап
необратимого прекращения своего существования. Поэтому монополистический
капитализм был охвачен необычайным обострением системного кризиса, быстро
переросшим в глобальный цивилизационный кризис. Глобальный кризис стал
необратимым и обвальным, побудив всеобщую агонию мировой капиталистической
системы.
Глобальный
кризис частнособственнической цивилизации, разразившийся в последней четверти
XX века, обусловлен в основном мировой научно-технической революцией. Под её
многогранным воздействием производительные силы человечества обрели совершенно
новый уровень развития, поэтому вступили в острое противоречие с устаревшей
капиталистической системой производственных отношений, внутри которой они развивались.
Во всемирном масштабе был нарушен основной объективный закон жизни общества,
требующий обеспечения соответствия характера его производственных отношений
уровню развития материальных производительных сил. Закономерным проявлением
конфликта между новейшим качеством производительных сил народов мира и
устаревшей системой их производственных отношений стал глобальный кризис,
охвативший частнособственническое общественное жизнеустройство человечества.
Под
определяющим воздействием мировой научно-технической революции ведущие
капиталистические страны стали повышать степень обобществления материального
производства путём его интеграции во всемирном масштабе, тем не менее столкнулись с
оковами частной собственности на средства производства. Поэтому с начала 1970-х
годов разразился мировой экономический кризис, отмеченный резким спадом темпов
развития промышленного производства. Соответственно сокращался индустриальный
рабочий класс, увеличивались масштабы массовой безработицы, нарастала
социальная напряженность в буржуазном обществе. Последовали наступление
монополистического капитала на социальные
интересы трудящихся, абсолютное обнищание большинства населения
капиталистического лагеря. Тем самым кризис способствовал углублению социальной
поляризации общества, что наблюдалось в обогащении глобальных сверхмонополий -
транснациональных корпораций - за счёт заглатывания слабых монополий, разорения
среднего капитала, усиления эксплуатации трудящихся масс, ухудшения их
социально-экономического положения. К тому же деньги были лишены золотого
обоснования, что повлекло за собой мировой финансовый кризис, подрывающий
функционирование всемирного рынка, подталкивающий к обвалу материальное
производство.
Мировой
экономический кризис оказывал разрушительное воздействие на все сферы жизни
общества, тесно взаимодействуя с экологическим, сырьевым, энергетическим
кризисами планетарного масштаба. Это неизбежно вызвало новое обострение общего
кризиса капитализма и его перерастание в глобальный цивилизационный кризис.
Мировая экономика, представляющая собой всемирно обобществленное материальное
производство, не может дальше стихийно развиваться в рамках капиталистической
системы производительных отношений, основных на частной собственности на
средства производства. Вследствие этого противоречия паразитирование,
загнивание, саморазрушение монополистического капитализма аккумулировались в
конце ХХ века во всеобщую агонию всей мировой капиталистической системы в
целом.
Всеобщая
агония мировой капиталистической системы прорывалась через экономическое
вырождение монополистического капитала, полное подчинение производственного
капитала спекулятивному и фиктивному финансовому капиталу, утрату финансовым
капиталом реальной прибыли от материального производства. Через эксплуатацию и
угнетение горсткой транснациональных корпораций подавляющего большинства
населения земного шара. Через оживление политической реакции на международной
арене, межимпериалистические столкновения несовместных интересов глобальных
сверхмонополий. Через военные выпады империализма против народов, его попытки
контрреволюционного реванша против достижений исторического прогресса.
Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным и опасным.
Глобальный
кризис проявлялся, главным образом, в нарастающем обострении общественных
противоречий капитализма. Быстрый рост всемирного научно-технического
потенциала, значительное воздействие его на материальное производство в ряде
стран, постепенно растущая интеграция мировой экономики, обобществление
производства в едином международном хозяйстве, концентрация производительных
сил человечества и другие тенденции, обусловленные мировой научно-технической
революцией, требовали научно обоснованного управления их дальнейшим развитием.
Тем Не Менее производственные отношения капитализма противодействовали этому, способствуя
тем самым нарастанию всеохватывающего цивилизационного кризиса. Тем более что
политика империалистической буржуазии противодействовала объективным законам
общественного развития.
Своими
производительными достижениями мировая научно-техническая революция значительно
перешагнула исторические рамки общественно-экономической формации капитализма.
Поэтому попытки транснациональных корпораций использовать её достижения в своих
эксплуататорских интересах шли вразрез с объективными требованиями
исторического прогресса и не могли не содействовать обострению общественных
противоречий капиталистического строя. Наиболее характерным проявлением
противоречия между обогащением международных сверхмонополий и сдерживанием
общественного прогресса народов явилось существенное углубление социального
неравенства между населения земного шара. Транснациональные корпорации
постоянно усиливали эксплуатацию рабочего класса и других социальных групп
трудящихся капиталистического лагеря, широких народных масс развивающихся и
зависимых стран. Сверхмонополии захватывали и присваивали возросшее в
результате научно-технического прогресса общественное богатство народов.
Вследствие нарастающего обогащения нескольких десятков транснациональных
корпораций за счёт абсолютного обнищания подавляющего большинства населения
планеты социальная поляризация человечества становилась все более глубокой и
контрастной.
Под
воздействием глобального кризиса происходило социальное вырождение буржуазного
общества в направлении хищнического
потребительства. Во всемирном масштабе необычайно усилилась тенденция
грабительского обогащения верхушки монополистической буржуазии за счёт
абсолютного обнищания подавляющего большинства человечества. Значительное
увеличение имущественных контрастов между богатством и бедностью сказывалось на
систему социальных отношений общества. Углублялось отчуждение человека от
общества, усиливались антисоциальные тенденции в их взаимоотношениях, нарастало
социальное одичание людей, развивались их эгоизм и враждебность к обществу.
Эскалация антиобщественных рецидивов в капиталистическом лагере
свидетельствовала о вырождении буржуазного образа жизни, его разложении и
распаде, обострении мирового социального кризиса.
Десоциализация
буржуазного общества оказывала разрушительное воздействие на его нравственное
поведение: разразился мировой кризис человеческой морали, стало проявляться
нравственное озверение людей,
развивались их индивидуализм и вседозволенность, усугублялась криминализация
общественных отношений. Безнравственное манипулирование идеологическими
службами империалистической буржуазии общественным сознанием населения планеты
в духе примитивизма и невежества обернулось извращением ценностной ориентации
людей, их умственной шизофренизацией, отказом от адекватного восприятия
общественной действительности и окружающей среды. Люди подвергались насаждению
психологической депрессии, отрицательных настроений и эмоций. Столь негативные
тенденции социального вырождения буржуазного общества охватили все сферы его жизнедеятельности
и стали развиваться к прекращению его существования.
Всемирный
охват кризисом материально-производственной сферы жизни человечества
способствовал возникновению мирового кризиса его культуры и образования.
Мировой кризис образования населения планеты представлял собой его существенное
отставание от удовлетворения необходимых потребностей развития материального
производства, детерминированных мировой научно-технической революцией.
Утверждение научной основы общественного производства требовало от народов
овладения высшим образованием, необходимым для внедрения наукоемких технологий
в производство. Тем Не Менее значительная часть населения большинства стран мира
оставалась неграмотной и малограмотной. Объективная необходимость научного
обоснования организации жизни общества обусловила возвышение социальной и
духовной потребности народов в научном мировоззрении. Тем Не Менее научное видение мира
сталкивалось в международном сообществе с массовым распространением иллюзорного
подхода к общественному развитию. Поэтому многие люди лишены адекватного
восприятия и научного понимания общественной действительности. Человечество
охвачено мировым духовным кризисом.
Мировой кризис
культуры человечества представлял собой существенное отставание образа жизни,
ценностной ориентации, общественного сознания народов от удовлетворения
необходимых потребностей их социального развития магистральным путём
исторического прогресса. Преобладающий на планете буржуазный образ жизни с
присущими ему индивидуализмом, эгоизмом, своекорыстием противостоял интеграционным,
коллективистским, интернациональным тенденциям, обусловленным обобществлением
материального производства во всемирном масштабе. Фетишизация денег, вещей,
привилегий и подобных им объектов в ценностной ориентации населения обернулась
обесцениванием человека. Неадекватное, искажённое, превратное восприятие людьми
окружающего мира навязывали иллюзорный характер их общественному сознанию,
насаждали психологическую депрессию в их поведении. Все данные кризисные тенденции
аккумулировались в определенном антиподе культуры, в империалистической
антикультуре. В совокупности разразился кризис человеческой личности,
подавляющий её творческий потенциал, обесценивающий её достоинство.
Всеохватывающий глобальный кризис катастрофически подрывал основные
устои капиталистического общественного строя. Ведущую роль в нарастании накала
всемирного кризиса играл постоянный кризис капиталистической частной
собственности на средства производства в условиях империализма. Ограниченность
этого типа собственности, составляющего основу экономической системы
капитализма, превратилась на его монополистической стадии в оковы материального
производства и тормоз социального развития буржуазного общества. А в процессе
мировой научно-технической революции частная собственность полностью исчерпала
свои конструктивные возможности и стала обреченной на прекращение
существования. Наиболее слабым звеном мировой капиталистической системы
оказался финансовый капитал, спекулятивно и фиктивно господствующий над
частнособственнической цивилизацией.
Обострению
глобального кризиса способствовал и наемный труд, кризис которого стал в
условиях империализма существенной причиной саморазрушения капиталистического
общественного строя. Наемный труд выступал средством эксплуатации человека
человеком, поэтому сковывал творческую инициативу рабочих и не отвечал
внедрению в производство научно-технических инноваций, передовых технологий,
перспективных методов его организации, противодействуя удовлетворению
необходимых потребностей общественного прогресса народов. Наемный труд
противился конструктивному созиданию на производстве, сдерживал
научно-техническое совершенствование производства, препятствовал повышению
производительности труда и эффективности производства, противодействовал
превращению труда в свободную сознательную деятельность людей. Поэтому столь
рутинный труд охвачен системным кризисом, подрывающим устои капитализма.
В совокупности
вся человеческая цивилизация охвачена глобальным кризисом. Устаревшие способы
жизнедеятельности народов, их частнособственнические общественные отношения
безнадежно отстали от объективных требований, продиктованных мировой
научно-технической революцией для дальнейшего исторического прогресса
международного сообщества. Социальная и духовная деградация населения
противодействует адекватному восприятию им общественной действительности,
социальному и умственному его подъему на высоту решения своих назревших
стратегических задач. Десоциализация и дегуманизация общества открыли
возможности для разгула империалистической контрреволюции, её разрушительных
попыток повернуть вспять мировой исторический процесс, отбросить человечество
далеко назад в прошлое.
Образование
глобального кризиса частнособственнической цивилизации отмечалось значительной
активизацией международной политической реакции империализма, которая стала
рассчитывать на выход из этого катастрофического кризиса контрреволюционным
путём уничтожения социализма и реставрации безраздельного господства
капиталистического общественного строя в планетарном масштабе. По мнению В.И.
Ленина, "политически
империализм есть вообще стремление к насилию и к реакции"
[8]. Будучи неотъемлемым проявлением обострения всемирного кризиса капитализма,
разгул империалистической реакции характеризовался грабительскими целями,
антикоммунистической направленностью, реваншистскими устремлениями,
антидемократической ориентацией и им подобными тенденциями, провоцируемыми
транснациональной финансовой олигархией. В итоге мировая политическая система
оказалась охваченной глобальным кризисом.
Основным
проявлением мирового политического кризиса в XX веке выступали
империалистические войны. "Холодная война" между мировыми
общественными системами капитализма и социализма, охватившая вторую половину
прошлого столетия, способствовала нарастающему обострению системного кризиса
капитализма и его перерастанию во всемирный цивилизационный кризис. В процессе
мировой научно-технической революции "холодная война" переросла в
глобальную агрессию империализма против человечества, нацеленную на разграбление
общественного богатства народов и природных ресурсов планеты. Ведущим
направлением активизации политической реакции империализма стало значительное
оживление фашистских тенденций в осуществлении диктатуры сверхмонополий как
внутри капиталистических стран, так и на международных просторах. Важнейшим
средством неофашизма оказалась империалистическая политика с позиции силы. А
главным носителем глобальной агрессии выступил американский империализм,
руководимый фашисткой иллюзией о своей "исключительности", следующий
имперским амбициям на мировое господство.
Фашиствующая реакция империализма активно разжигала
межнациональную и межрелигиозную вражду между народами. Подстрекательство
националистического и клерикального экстремизма нацеливалось на дестабилизацию
общественного положения в огромных регионах земного шара, расстройство мировых
экономической и политической систем, нагнетание международной напряженности. В
этих реакционных целях фашиствующие силы разворачивали сепаратистские тенденции
в межнациональных отношениях, провоцировали различные межэтнические конфликтны,
расширяли политизацию мировых религий, использовали религию и церковь в
разрушительной политике империалистической контрреволюции. А усиление
националистических и клерикальных тенденций в общественной жизни народов
способствовало обострению мирового политического кризиса. К тому же
империалистическая реакция прибегла к широкомасштабной эскалации международного
терроризма и бандитизма.
Глобальная
агрессия империализма против человечества отличалась фашисткой стратегией,
нацеленной на реставрацию мирового господства капитала. Поэтому первоочередным
объектом глобальной агрессии империализма стала мировая социалистическая
система во главе с Советским Союзом. В то же время Советская страна оказалась
подвергнутой всеобщему кризису из-за отказа её политического руководства от
научного подхода к решению нарастающих общественных проблем и противоречий.
Против СССР и других стран социалистического содружества фашиствующая реакция
использовала политические и идеологические средства, направленные на подрыв и
разрушение их государственности. В итоге советское союзное государство было
дезинтегрировано.
Разрушение
Советского Союза было осуществлено внутренними и внешними контрреволюционными
силами в условиях крайнего обострения всеобщего кризиса в стране. А разобщение
СССР означало подрыв мировой общественной системы социализма, удар по мировому
революционному процессу, ущерб достижениям политической демократии и
социального прогресса в международном пространстве, что в целом обернулось
крайним обострением всемирного цивилизационного кризиса. Вследствие расчленения
СССР глобальная агрессия империализма против человечества обрела полный размах,
так как на планете не стало главного фактора её сдерживания. Соответственно развернулся
глобальный передел мира, на планете сложилась общественная ситуация мировой
войны.
В совокупности
крушение СССР явилось экономическим, социальным, политическим, духовным
потрясением всемирного масштаба, оказывающим разрушительное воздействие на мировой
исторический процесс, общественную жизнь всех стран и народов земного шара. За
расчленением СССР закономерно последовали утрата баланса
общественно-политических сил на всем |