Заявив о намерении начать транспортную блокаду Крыма, меджлис обозначил амбиции и претензии на особое место в украинском политикуме.
«Нельзя кормить оккупантов»
Днём Ранее и без того нескучная украинская событийная линейка обогатилась ещё одним интересным информационным поводом. Народные депутаты Украины Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, а также бизнесмен, владелец медиахолдинга ATR Ленур Ислямов провели пресс-конференцию, на которой анонсировали акцию по транспортной блокаде Крыма, сообщает издание «Крым Медиа».
Если совсем сжато изложить суть того, что там было озвучено, то речь идёт о следующем. По словам участников мероприятия, нынешняя ситуация, при которой из Украины в Крым продолжает поступать большое количество товаров, является неприемлемой. Как заявил Мустафа Джемилев, украинская сторона, разрешая проезд фурам с тем же продовольствием, фактически кормит «оккупантов»– российские вооруженные силы, размещенные в Крыму. И это при том, что на полуострове сложилась крайне тяжелая ситуация с обеспечением прав и свобод жителей Крыма, отмечает он. Соответственно, рассуждает уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа, нужно создать такие условия, при которых России будет очень накладно обеспечивать всем необходимым свои новые субъекты. И прекращение поставок из Украины – один из важнейших шагов в этом направлении. Именно поэтому, по словам Рефата Чубарова, начиная с 20-х чисел сентября в районе пунктов пропуска на украинско-российской границе на въезде в Крым активисты меджлиса и все, кто поддерживает данное мнение, начнут мирную акцию по блокированию въезда на полуостров грузового транспорта. Особый акцент делается на том, что акция будет всеукраинской, но при этом в случае чего представители меджлиса справятся с остановкой грузовиков собственными силами. Для этого есть все необходимые силы и средства, уточнили участники пресс-конференции. При этом, по их мнению, не будет никаких проблем и с поддержкой акции жителями полуострова: большинство крымчан, утверждают они, жаждут вернуться в Украину и поэтому готовы перетерпеть возможные трудности, вызванные этой транспортной блокадой.
По большому счету, руководство меджлиса, которому въезд в Крым запрещен, о подобных мерах говорило уже давно. Но в практическую плоскость их намерения перешли только сейчас. Но время для начала данной акции было выбрано не самое подходящее. Ну, это если инициаторы на самом деле рассчитывают на то, что блокирование и вправду начнётся, а не преследуют какие-то иные цели. Собственно, об этом мы и попробуем порассуждать.
«Медвежья услуга» Порошенко
Анонсировав проведение этой акции, руководство меджлиса оказало, на наш взгляд, «медвежью услугу», в первую очередь президенту Украины Петру Порошенко. Прежде всего, потому, что не посвятили главу государства в детали своих намерений. Да, тот же Мустафа Джемилев говорил о том, что главе государства и премьер-министру ранее озвучивались подобные мысли, и они не были ими раскритикованы. Но одно дело – рассуждения, а другое – практическая реализация. А об этом с руководством страны разговор не велся и произойдёт, по словам нардепа, только на следующей неделе. Но тут следует отметить, что время для блокадных инициатив выбрано не совсем удачно. И, прежде всего, с точки зрения текущей политической конъюнктуры. Дело в том, что и без того фрагментированная партийно-политическая система соседнего государства стоит на пороге нового переформатирования на фоне очередного кризиса. И данный кризис вызван во многом инициативами именно Петра Порошенко, который с большим трудом, но смог «уломать» Верховную Раду принять новый проект конституции, призванный расширить полномочия региональных органов власти. Что было воспринято в штыки многими политическими силами. В частности, оказавшимся за бортом парламента Всеукраинским отделением «Свобода». Увидев в новой конституции признаки федерализации, активисты движения попытались сорвать голосование, что привело к человеческим жертвам. В итоге Петр Порошенко объявил против «Свободы» чуть ли не «крестовый поход» – сейчас в отношении нескольких её представителей возбуждены уголовные дела по весьма серьезным статьям, в том числе таким, как организация террористического акта.
А теперь представьте себе такую картину. Меджлис все же начинает свое мероприятие, которое уже сейчас объявил как общегосударственное. То есть в нем могут принять участие все желающие из всех политических партий и общественных движений. Вопрос: будут ли плечом к плечу стоять поперек дороги в Крым представители «Блока Петра Порошенко» и «Свободы». Ведь «свободовцы» скорее всего там будут – они и сами неоднократно высказывались в пользу проведения чего-то подобного. А вот «порошенковцы» – очень даже не факт. Но в таком случае «Свобода» может с полной уверенностью заявить о том, что подтверждаются их самые худшие опасения – Порошенко «сливает» Крым и ставит под угрозу территориальную целостность Украины. Солидарность с этим мнением вполне может выразить тот же «Правый сектор», и вот он – новый возможный виток междоусобицы политических сил. Другими словами, Петру Порошенко сейчас меньше всего нужны информационные поводы, ставящие его в подобные ситуации. Соответственно, он, возможно, предпочтет убедить Мустафу Джемилева и Рефата Чубарова дезавуировать свою инициативу в обмен на что-то другое. К примеру, на преференции в кадровых вопросах. Разумеется, это не более чем предположение, но обратить внимание на сообщения украинских СМИ по поводу кадровых перестановок, к примеру, в аппарате президентской администрации или в областных/районных органах власти все же стоит. Да и потом: насколько в принципе нужно омрачать нынешние хорошие отношения меджлиса с главой государства подобными намерениями? Думается, данный вопрос так или иначе будет озвучен на планируемой встрече.
Предпосылки саботажа
Ещё одним обстоятельством, которое следует принять во внимание, говоря о данной инициативе, является в реальных условиях однозначное противостояние ей лиц, имеющих серьезный доход от организации поставок украинского продовольствия в Крым. А это – целая цепочка, от производителей до таможенников. За промежуток времени воссоединения Крыма с Россией и появления обустроенной государственной (хотя на Украине наотрез оказываются её таковой называть) границы, объективно сформировалась система как законного, так и не совсем законного перемещения через неё товаров. И в том, и в другом (в особенности) случаях это сопряжено с определенными денежными сборами, какие исчисляются весьма внушительными суммами, коих хватает на «материальное поощрение» очень многих государственных служащих – от Чонгара до Киева. Так неужели данные люди окажутся все как один эталонными патриотами, какие после 20-х чисел сентября откажутся от мздоимства и станут помогать блокировать фуры? Равно как и бизнесмены, чьи доходы связаны с поставками на полуостров – они и вправду готовы отказаться от этой деятельности? Да им, скорее, проще договориться и организовать противодействие участникам блокирования.
Опять же будет весьма любопытным понаблюдать за тем, насколько данная акция получит поддержку со стороны жителей приграничных регионов. Ведь не исключено, что многим из них соседство с политизированными и решительно (по крайней мере – изначально) настроенными участниками данной акции может не так уж однозначно прийтись по душе.
Сомнительный эффект
Ну а если же говорить непосредственно о том, что данная акция (в случае, если она все же начнётся) окажется эффективной, то здесь все не так уж однозначно. Дело в том, что на данный момент крымские торговые сети во многом уже переориентировались на поставки продовольствия уже с материковой России. Ну, по крайней мере, минимальный набор продуктов питания, который позволит жителям полуострова относительно безболезненно пережить возможные временные трудности, уж точно у ритейлеров в наличии имеется. При этом не стоит забывать о том, что в нынешнем году (с учетом прошлогоднего не самого удачного опыта) Керченская паромная переправа – основная транспортная артерия полуострова, работает на порядок эффективнее. Что, к слову, отметил во время своей последней рабочей поездки в Крымский федеральный округ президент России Владимир Путин. Кроме того, нет никаких сомнений в том, что даже если брать во внимание самые экстремальные сценарии, при которых переправа не будет функционировать, либо не окажется способной обеспечить поставки необходимых объемов продовольствия, у руководства страны наверняка есть «план Б» с привлечением дополнительных транспортных средств с тем, чтобы они обеспечивали поставки продуктов и через другие крымские порты.
Ну а когда будет построен Керченский мост, проблема бесперебойного снабжения Крыма всем необходимым и вовсе утратит свою актуальность. То же самое произойдет и после введения в эксплуатацию силового кабеля, по которому на полуостров будет подаваться недостающие объёмы электроэнергии. Да, все это требует времени и более чем значительных капиталовложений, но стратегия на обеспечение новых субъектов РФ независимости от поставок из Украины реализуется последовательно и поступательно.
Опять же не стоит забывать о том, что, несмотря на крайне холодные отношения между Россией и Украиной, такого понятия, как абсолютное сворачивание тех же экономических связей не существует. Что по определению невозможно – уж очень взаимозависимы друг от друга экономики обеих стран. В частности, в вопросах поставок энергоносителей и электроэнергии. Соответственно, любые жесткие решения одной стороны приведет к болезненному ответу другой. И Украина в этом раскладе объективно является более уязвимой и зависимой стороной. Поэтому её руководство, при всем нежелании, вынуждено выстраивать хотя бы минимально приемлемый, но все же конструктивный диалог с Кремлем. Так же, скорее всего, будет и в данном случае: опасаясь какого-либо ассиметричного ответа Москвы, Киев предпочтет дезавуировать блокадные порывы лидеров меджлиса. Или же сделает так, чтобы блокада выглядела эффектной в СМИ, но неэффективной в реальности. Думается, это вполне устроит обитателей высоких кремлевских кабинетов.
Как бы то ни было, но сама по себе озвученная инициатива является серьезным тестом на состоятельность меджлиса как организации, выстраивающей свою деятельность в новых для себя условиях. В случае, если в этом направлении меджлису получится хотя бы что-то предпринять, можно будет говорить о том, что эта структура уже может претендовать на определенный особый статус в украинском политикуме. Если же нет – за лидерами меджлиса может начать закрепляться репутация неэффективных популистов.