Министра культуры Владимира Мединского просят заняться развитием
детского кинематографа. Письмо министру с этой просьбой направили член комитета
Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Алимова, член президиума Совета
при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Яна
Лантратова и генеральный продюсер проекта KID Likes Cinema Production Елена
Лебедева (копия документа есть у «Известий»). Авторы просят внедрить программу
развития детского и юношеского кинематографа под рабочим названием «Деткино».
«В настоящее время по разным
причинам непростой этап собственного развития переживает российский
детско-юношеский кинематограф. В частности, снимается недостаточное количество
детских и юношеских фильмов, а в кинотеатрах отсутствуют соответствующие
сеансы. Более того, в стране почти не осталось детских кинотеатров, а рубрика
«Фильм детям» или «В гостях у сказки» пропала с отечественного телевидения», —
пишут в обращении Алимова, Лантратова и Лебедева.
Они отмечают, что «развитие
детского кинематографа на данном этапе невозможно без соответствующей
организационной и информационной государственной поддержки».
«В этой связи видим
целесообразным внедрять в сферу государственной политики последовательную
программу развития детского и юношеского кинематографа (рабочее название
программы «Деткино»), которая предусматривает вовлечение в процесс киносъемки
талантливых детей из детских домов, сиротских приютов и детей, находящихся под
опекой», — говорится в обращении.
Авторы письма считают, что в
вопросе детской киноиндустрии России необходимо ориентироваться на опыт Советского
Союза.
— Мы считаем необходимым
возрождение славных традиций нашего детского кинематографа, — говорит депутат
Госдумы Ольга Алимова. — Вспомните, какие прекрасные детские сказки снимали в
СССР. Они воспитывали в ребенке лучшие качества: доброту, неравнодушие к чужой
беде, искренность. В современной России всего этого очень не хватает. Чем
быстрее на смену бессмысленным и безыдейным Шрекам, Спанч Бобам и прочим
покемонам придут Иваны-царевичи и Василисы Прекрасные, тем больше детей с
нашим, а не чужим культурным кодом будет у нас в стране.
— Старшее поколение выросло на
великолепных картинах: «Гостья из будущего», «Приключение Электроника»,
«Неуловимые мстители», «Приключения Буратино», «Морозко», «Бронзовая птица». В
те годы особое внимание уделялось детскому кино, которое не только массово
снималось, но и транслировалось на отечественном телевидении в специальное
время. Присутствовали даже отдельные передачи, посвященные детскому
кинематографу, музыкальную заставку которых знали во всей стране, — добавила
член президиума СПЧ Яна Лантратова.
В пресс-службе Минкультуры
отметили, что обращение, как только поступит в ведомство, будет рассмотрено в
установленном порядке.
Отметим, что в 2015 году
полнометражные социально значимые детские фильмы могли получить частичное
государственное финансирование из расчета до 60 млн рублей, но не более 2/3
сметной стоимости. Всего в 2014 году в прокат, включая юмористические
киножурналы, вышло 14 фильмов для детей и юношества.
Художественный руководитель
детского киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский поддержал инициативу депутатов.
По его словам, те фильмы, какие сейчас снимаются, детям неинтересны, а
сделать что-то выдающееся нет финансовой возможности.
В обмен на субсидии ведомство
попросит отдать не менее 50% сеансов российскому кино
— Картины делаются для галочки, в
этом году в России вышло пять детских фильмов, «Ералаш» — шестой. С такими
бюджетами, какие выделяются, невозможно снять нормальное кино, и дети не
желают этого смотреть. Даже хорошие фильмы телеканалы отторгают, они категорически
не желают детское кино, потому что Госдума ограничила рекламу. На детских же
каналах бюджеты нулевые, в итоге детского кино нет ни в прокате, ни по
телевидению. Даже «Ералашу» на 40% сократили финансирование, — сказал
Грачевский.
По словам Грачевского, чтобы
снять хороший детский фильм, необходимо около $5 млн.
— У меня лежит бюджетное детское
кино, хорошее, развлекательное, но я не могу его снять, на него необходимо как
минимум $5 млн, — говорит он. — От детского фильма возврата нет никакого, и
гарантии, что я его продам за границу, нет — остаются только канальные
взаимоотношения. Но они также не дадут таких денег — это тупик. Для современных
детей необходимо снимать суперфэнтези, но за три копейки мы не можем ничего сделать.
Член комитета ГД по культуре Мария
Кожевникова отметила, что в России тотальная нехватка детских фильмов, передач
и качественной анимации.
— Недавно прошёл опрос между
детей и подростков на тему самого популярного киногероя, так вот, подавляющее
большинство ответов — Человек-паук и Халк. Нам нужны свои герои, какие несут
нашу культуру. Сейчас на телеэкранах подавляющее большинство — это анимация
зарубежного производства, ничего общего с нашей культурой не имеющая, которую
каналы часто получают бесплатно в довесок к фильмам и которая кроме насилия и
агрессии ничего в себе не несет, — сказала она.
Кожевникова напомнила, что она
разработала законопроект, предлагающий увеличить присутствие рекламы в детских
передачах.
— К сожалению, законопроект уже
больше года лежит на полке, а от профильных комитетов было получено
отрицательное заключение, — говорит она. — С запретом рекламы в детских
передачах в 2006 году, отечественный продукт для детей стал не то что не
выгоден, а даже убыточен для телеканалов и продюсеров. Продюсеры перестали производить
детский контент, так как продать его на каналы не могут, а каналы не покупают
из-за отсутствия окупаемости рекламой. А вместе с тем дети как смотрели
рекламу, так и продолжают её смотреть. Телевидение живет в условиях рынка.
Получается, есть реклама — есть детский контент, нет рекламы — нет детского
контента. Поэтому на данный момент есть только два пути: либо мы допускаем
контролируемую рекламу строго определенных товаров и строго по времени и у нас
появляется доля отечественного детского вещания на телевидении, либо у нас так
и останется реклама, но детское вещание будет представлено низкопробной
зарубежной анимацией, которая будет продолжать уводить наших детей в сторону от
нашей культуры.
Между тем актриса Яна Поплавская,
которая в 10 лет сыграла Красную Шапочку в фильме «Про Красную Шапочку»,
отметила, что проблема детского кино поднимается постоянно, но ничего не меняется.
— Детское кино умерло, его в
нашей стране нет. И эта проблема поднимается каждый год, но ничего не
происходит. Детские фильмы не окупаются и не приносят прибыли, поэтому выход
только один — давать гранты и субсидировать детское кино, — сказала Поплавская.