Подземные запасы в Крыму остаются неучтёнными?
Через пару недель в Крыму должны обнародовать первые результаты анализа так называемого накопленного экологического ущерба в республике.
«Соль» программы
Об этом расскажет на заседании Федерального экологического совета в Ялте, место и время которого пока не разглашается, государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды» («ВНИИ «Экология»). Но некоторые выводы настораживают уже сегодня. Их легко сделать, анализируя то, как полуостров выполняет масштабную Госпрограмму под названием «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов РК на 2015-2017 годы».
На её судьбоносные для полуострова мероприятия в нынешнем году планировалось выделить 331,5 млн руб. Загвоздка в том, что ни из федерального, ни из республиканского бюджетов деньги до сего дня так и не поступили. Таким образом, мероприятия так и не начаты. В том числе не начинали очистку от загрязнений эксплуатируемых водоносных горизонтов, переоценку запасов подземных вод Новогригорьевского, Нежинского, Просторненского водозаборов. Как объясняют в Министерстве экологии и природных ресурсов РК, переоценка и подтверждение запасов воды необходима не просто для отчётности, а для гарантированного обеспечения населения восточного Крыма качественной питьевой водой.
Юрий Шевченко, глава Комитета ГС РК по аграрной политике, экологии и природным ресурсам, рассказывает:
– Планировалось сделать мониторинг всех скважин, находящихся на территории республики. Если мы будем бездумно, без лимитов потреблять подземную воду, то в конечном итоге она станет солёной, и мы потеряем её полностью. Министерство определяет запасы, то есть тот объём, который сегодня мы можем взять для водоснабжения восточного Крыма.
Поздно пить «Боржоми»...
И хотя мониторинг, успокаивают в министерстве, в наиболее проблемных районах точечно как бы проводится, тем не менее чиновники не отрицают: если переоценка запасов не будет выполнена, существует реальный риск сорвать гарантированное обеспечение питьевой водой. И если смотреть глубже, то на переоценке запасов сегодня завязаны принципиальные вопросы: собственно, на какие ресурсы крымчане могут рассчитывать в водообеспечении, в сельском хозяйстве и так далее.
Когда негативные последствия проявятся, «переоценивать» что-либо будет поздно и бессмысленно. А у нас такой пример есть – это Керчь. В своё время подземные воды использовались там бездумно, и сегодня восточный Крым остался на практике без своей пресной воды.
И это подтверждают специалисты. Александр Хлебников, начальник управления регулирования недропользования и экспертизы Министерства экологии и природных ресурсов, уточняет:
– Ну, там есть отдельные локальные участки, тем не менее, к сожалению, большого прихода воды ожидать не приходится.
И эта ситуация касается не только Керчи, тем не менее и северного Крыма и других районов республики. Вот здесь, говорят специалисты, нам требуется бить тревогу, по той причине полуостров может потерять все подземные воды в связи с тем, что нет мониторинга их состояния.
Копаем медленно
Кстати, некоторые мероприятия запланированной до 2017 года охранной программы касаются и многочисленных месторождений полуострова. Масштабные федеральные проекты вынуждают Крым вспомнить и о собственных полезных ископаемых. А в запасе у республики завидные ресурсы: порядка 325 месторождений полезных ископаемых, где добывается 26 видов сырья, в том числе строительных материалов.
Только в 2015 году для капремонта и реконструкции дорог, по информации Министерства транспорта РК, понадобилось порядка 900 тыс. куб. м щебня.
Ольга Славгородская, зам. министра экологии и природных ресурсов РК:
– Одним из первоочередных мероприятий было и подтверждение запасов месторождений строительных песков... В связи с тем, что идёт активное возведение... с целью уменьшения цен на строительные материалы мы желали провести такую работу. Но в процессе согласования изменений в бюджете республики данные мероприятия неоднократно были исключены...
Это значит, что цены на стройматериалы – крымский песок, например, – таким образом не сбили. И министерство может объяснить это только тем, что как бы сама госпрограмма не вовремя родилась – её утвердили 30 декабря 2014 года, когда государственный закон о бюджете уже был принят, то есть бюджет сформирован. Несложно догадаться, что проиграла от этой «ценовой стабильности» опять-таки сама казна полуострова, ведь песок закупается и для того, чтобы строить многочисленные объекты по государственным и республиканским программам.
Именно из-за отсутствия средств министерство отложило в долгий ящик многие проекты. Между них – возведение завода по переработке отходов животного происхождения, который должен был производить продукцию из костной муки. На неопределённый срок отложена и конкурсная оценка фонда ещё не распределённых месторождений и полезных ископаемых. А переоценка запасов подземных вод получила отсрочку до следующего года...
По материалам информационного агентства Крымская газета