| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В конце октября Государственный Совет Крыма принял в окончательной редакции один из самых важных для развития республики нормативных правовых актов - закон «О курортах, природных лечебных ресурсах и лечебно-оздоровительных местностях». Принятие закона сопровождалось скандалами. Против первоначальной редакции выступили общественники. Авторов законопроекта обвинили в лоббировании интересов крупного курортного бизнеса и в том, что они якобы хотят закрыть крымчанам свободный доступ к пляжам. Республиканская прокуратура инициировала внесение изменений в законопроект в связи с несоответствием отдельных его норм федеральному законодательству. В окончательной редакции эти нормы исключены. В чём заключалась суть проблем, чем руководствовались авторы законопроекта, внося положения, которые вызвали бурную реакцию общественности и были опротестованы прокуратурой? И что изменится для крымчан с принятием нового закона? Об этом корреспонденту Республиканской общественно-политической независимой газеты «Крымская правда» рассказал председатель парламентского Комитета по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк.
- Алексей Юрьевич, насколько изменилась доступность пляжей для крымчан после внесённых парламентом изменений в закон?
- В первоначальной редакции закон ограничивал доступ к особо охраняемым территориям (военные объекты, госдачи) и к пляжам, принадлежащим детским санаториям, здравницам и лагерям, а также оздоровительным и санаторно-курортным учреждениям, которые имеют медицинскую лицензию.
В окончательной редакции этот пункт исключён. Теперь доступ к перечисленным объектам ограничивается, но уже в соответствии не с республиканским, а с федеральным законодательством. То есть в принципе - всё то же самое. Поэтому в смысле доступности пляжей для крымчан ничего не изменилось.
Исключена из закона и норма, в соответствии с которой карты пляжей должны были определяться Министерством курортов и туризма республики в индивидуальном порядке для конкретных объектов размещения. Речь шла о том, чтобы рассчитать, какая площадь пляжной территории необходима каждой из государственных здравниц, чтобы полностью обеспечить потребности отдыхающих. А излишки (там, где они есть) сдавать в аренду частным отелям и за счёт вырученных средств содержать общественные пляжи. Причём эти решения должны были приниматься не Государственным Советом или Советом министров, а на местах муниципалитетами. Ведь содержание пляжей - дело дорогое. Например, многие из них за зиму размываются штормами. Весной пляжи надо подсыпать, разравнивать.
В среднем на одну карту пляжа уходит от миллиона до полутора миллионов рублей за сезон. А если сезон со штормами, то подсыпку приходится делать дважды.
- Предложенный комитетом путь решения этой проблемы понятен и на первый взгляд логичен. Почему же в итоге не удалось согласовать соответствующие нормы законопроекта?
- При разработке закона депутаты Госсовета старались максимально учесть крымскую специфику. В то же время в силу отсутствия достаточного опыта работы в российском законодательном поле мы допустили ряд ошибок. Теперь уже для нас очевидно, что, предлагая меры, которые могут принести пользу экономике Крыма, но противоречат федеральному законодательству, надо начинать обсуждение этих инициатив на федеральном уровне. Кроме того, мы недостаточно поработали с общественностью в плане разъяснения положений закона.
С другой стороны, не могу не отметить, что больше и громче всех возмущались положениями закона те, кто работает «в тени». Например, на одной из встреч с общественностью, посвящённых обсуждению закона, присутствовали около ста человек, и лишь шестеро из них были зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. То есть люди хотят бесплатно пользоваться доступными и благоустроенными пляжами, но при этом не хотят платить налоги и тем самым участвовать в обустройстве курортных территорий, от которых зависит их доход. Семьдесят процентов мини-отелей (а это 5-7 тысяч объектов!) и так называемых квартиросдатчиков (10-15 тысяч человек) работают «в тени», сдают жильё по коммерческим расценкам.
А коммунальные услуги платят как частные лица и при этом не брезгуют использовать льготы своих родственников. Хотя зачастую это полноценные гостиницы с немалым количеством номеров. В то же время ни одной жалобы по поводу закона от представителей официально зарегистрированных средств размещения не поступило ни в профильное министерство, ни в наш комитет.
Убеждён, необходима взаимная ответственность власти и предпринимателей, занятых в курортном бизнесе. Без этого полноценное развитие курортной отрасли невозможно.
- Ещё одна норма закона, вызвавшая дискуссию среди широкой общественности и участников туристического рынка, касалась обязательной классификации отелей и других средств размещения. Есть ли такая норма в федеральном законодательстве?
- В федеральном законодательстве эта норма прописана только для одиннадцати регионов - тех, где проходила прошлогодняя зимняя Олимпиада и где будет проходить чемпионат мира по футболу 2018 года. Мы предложили ввести обязательную классификацию, чтобы разобраться, сколько у нас отелей, сколько туристов Крым может принять, какое необходимо количество пляжных карт, какого уровня и почём у нас услуги проживания, какая ценовая политика в этом вопросе? От этого зависят вопросы логистики, инвестиции и многое другое. Сегодня для Крыма классификация является добровольным делом, это прописано в республиканском законе о туристической деятельности. Пока её прошли только три отеля. В то же время по итогам заседания президиума Госсовета РФ по туризму, которое состоялось в августе в Ялте, президент России дал поручение разработать механизм обязательной классификации отелей по всей России и до марта составить реестр всех объектов санаторно-курортного комплекса Российской Федерации.
- В какой мере введение классификации средств размещения влияет на туристическую привлекательность полуострова?
- Классификация - одно из главных условий привлечения иностранных туристов и продвижения Крыма на международный уровень. Для иностранцев важно не количество звёзд, а сам факт классификации, который является гарантией, что все международные нормы, в том числе по безопасности, на данном объекте соблюдены. Например, китайские туроператоры, узнав, что у нас начался процесс классификации отелей, решили посетить Крым уже в этом году. Это важно и для оте¬чественного туриста, который тоже объездил весь мир и у него высокие требования.
В советские времена наш полуостров принимал до 8-10 миллионов туристов. Это достигалось прежде всего за счёт круглогодичной загрузки и планового заполнения здравниц. Мы хотим вернуться к этой практике. В то же время сегодня для Крыма важно даже не столько количество туристов, сколько качество сервиса. Главное - чтобы люди возвращались в Крым, потому что им здесь понравилось. Надо, чтобы возвращались не менее шестидесяти процентов туристов, - это наша цель. А оставшиеся сорок процентов - это те, кто посещает наш полуостров впервые.
Наша главная задача заключается в том, чтобы каждый гость, приехавший в Крым просто отдохнуть, получил положительные эмоции от проведённого на полуострове времени. А если он приехал поправить здоровье - своё или близких, то должен получить соответствующий эффект от предоставленного ему лечения.
Кстати
В туристическом сезоне 2015 года в Крыму насчитывалось 485 пляжей, в том числе 337 общедоступных (69% от общего количества), 78 лечебных, 73 детских.
Газета «Крымская правда»
№ 210 от 18 ноября 2015 года
По материалам пресс-службы Государственного Совета Республики Крым |