Ответ на извечный вопрос ищут почти двести артистов Крымского музтеатра в современном мюзикле по старинному сюжету
В Государственном академическом музыкальном театре Республики Крым обратились к одной из наименее «заезженных» по подмосткам повестей классика – сборнику неоконченных черновиков в жанре так называемого разбойничьего романа «Дубровский».
Режиссёрский поиск
Следуя репертуарной стилистике, в театре взяли не инсценировку прозы, а самый настоящий мюзикл авторов Кима Брейтбурга (музыка) и Карена Кавалеряна (либретто).
Главный режиссёр музтеатра Владимир Косов встретился с Брейтбургом – одним из самых популярных отечественных композиторов, автором бессчётного количества эстрадных хитов начала нынешнего года. Здесь тогда происходили большие перемены – переход в российское правовое поле потребовал расформировать собранную без учёта требований к штатному расписанию труппу и собрать заново уже в несколько изменённом составе, как положено для российского музыкального театра. В старом варианте, например, оказалось целых 22 драматических артиста (не вокалиста), тогда как их не должно быть вообще.
Косов искал материал, который объединит и сплотит обновлённую труппу, чтобы все: хор, балет, оркестр, актёры – одновременно участвовали в действии, максимально близко контактировали на сцене. Чтобы каждый знал – одно его неверное движение, попытка обособиться, невовлечённость в общее дело разрушат то, что в театре называют ансамблем. Поэтому даже музыкантов с дирижёром впервые в истории этого храма Мельпомены вывели из оркестровой ямы на сцену, откуда они не уходят до самого поклона. Ещё одно сложное нововведение, расширившее исполнительское мастерство и украсившее музыкальное оформление спектакля, – то, что оркестр играет одновременно с фонограммой.
Не по классике
В театре обещают, что это зрелище станет настоящим открытием сезона. Достаточно сказать, что было сшито 220 костюмов, не считая шляпок и аксессуаров, – только балет переодевается три раза. Отдали дань и модному сегодня течению синтетического искусства, когда хор принимает участие в игровых сценах, а артисты-вокалисты танцуют вместе с балетом. На поклоне отплясывают даже оркестранты! Не обошлось и без высоких технологий – одним из важных выразительных средств стал недавно приобретённый театром светодиодный экран Full HD, который заменил стандартные задники. На протяжении всего спектакля идёт ассоциативный видеоряд, усиливающий впечатление от разворачивающихся на сцене событий или дополняющий реальные декорации.
В общем действе на минутку становятся актёрами и рабочие сцены во время монтировок. «Играет» даже оркестровая яма, превращаясь то в пруд с карасями, то в место сражения героя с медведем, а по ходу спектакля в её безмолвное нутро летят все вдруг оказавшиеся ненужными персонажам предметы и даже Дубровский-старший.
Когда говорят о классике, зритель, как правило, ждёт академического исполнения сюжета из школьной программы. Тем Не Менее мюзикл «Дубровский» представляет собой вполне актуальный материал, органично соединивший хитовую, в хорошем смысле, шлягерную музыку, далёкую от классической хореографию, а известный поэт-песенник Карен Кавалерян написал вполне понятное слуху наших современников поэтическое либретто, что примечательно, в пушкинском стиле.
В этой постановке за всем разнообразием выразительных средств явственно, надрывно и остро звучат все те драматические детали, какие прописывал Пушкин, понуждая искренне сочувствовать происходящему на сцене – предательству старого друга, печальной участи бесправной девушки, вынужденной обручиться со стариком по воле властного отца, коварству подельников‑разбойников и самой трагичной ноте в финале – тому, чем так увлекался Шекспир и другие европейские романтики, вдохновившие наше всё Александра Сергеевича, – внезапно упущенному счастью влюблённых.
Не исключено, что такое «верю!» – в первую очередь заслуга артистов, какие работают столь вдохновенно, перевоплощаясь в образы, как в родные. В крымском «Дубровском» ярко проявилась ценность свежего приобретения обновлённой труппы – солистов Владимира Кудрявцева и Эмилии Меметовой. Наблюдаешь за их существованием на сцене, и поневоле закрадывается (конечно же, неверное) предположение, что они пара и за стенами театра – так убедительны игра, речи, песни…
Совсем скоро, 28 ноября, произойдёт премьера. Первым зрителям нового мюзикла готовят сюрприз – встречать их будет сам Александр Сергеевич Пушкин (артист Александр Савченко), перед спектаклем с ним можно будет сфотографироваться и пообщаться.
Кстати, Владимир Косов обмолвился, что сейчас ведёт переговоры о постановке в Крыму ещё одного произведения Брейтбурга. А пока нас ждут Пушкин, Маша и Дубровский, после встречи с которыми ещё долго крутится в голове ритмичная и одновременно наполненная эмоциональными всплесками мелодия, ставшая символом мюзикла, где герои задаются вечным вопросом: «Кто придумал любовь в этом мире безумном?»
По материалам информационного агентства Крымская газета