То, что случилось в Крыму, некоторые называют недоразумением, некоторые провокацией, некоторые плановой акцией Киева. Я склоняюсь к последнему определению и вот почему, сообщает издание «Новоросс. info».
Украина, подготовка
13 ноября 2015 года Украина полностью отказалась от поставок электроэнергии из России. Это стало возможным только после того, как были окончены работы по достройке ЛЭП 750 кВ «РАЭС – Киевская», что «освободило» до одного ГВт запертых мощностей РАЭС и позволили запитать от неё киевский регион и часть левобережья Украины.
А в ночь на 20 ноября прогремел новый взрыв на ЛЭП 330 кВ, поставляющей электроэнергию в Крым. Причем впервые «активисты» блокады не дали ремонтным бригадам Укрэнерго приступить к быстрому восстановлению поврежденной линии.
Фактически они не приступили к этому до сих пор. Сделано только заземление места аварии, чтобы предотвратить случайное поражение током людей и ремонтников. Между тем «активисты» до сих пор заявляют, что не допустят ремонтные бригады к месту аварии.
Официальный Киев вообще не прореагировал на события в районе села Чаплинка. Очевидно, что все действия «активистов» согласовываются с руководством Украины. Фактически блокирующие Крым граждане являются неофициальной ЧВК для специальных операций, за которую Киев не может нести никакой юридической ответственности. Тем они и удобны. Это крымские татары, жители Крыма и Лемур Ислямов… гражданин России. Плюс бесхозные «правосеки». Удобный инструмент.
Как это было
В полночь Крым погрузился во тьму. Отключение произошло в 0.20 22 ноября по Столице России. Украина резко прервала поставки электроэнергии на полуостров, без предупреждения и не предоставив времени крымчанам на перестройку схемы энергоснабжения полуострова, что вызвало аварийные отключения потребителей. Произошло именно то, чего так боятся энергетики: схлопывание системы. Автоматика быстро обесточила в реальных условиях весь полуостров. Ещё утром главный энергетик Крыма не мог ничего сказать внятно.
«Крым полностью отключен, подробностей сообщить пока не могу», — Виктор Плакида директор госкомпании «Крымэнерго».
Сделать все возможное
На момент отключения полуостров потреблял до 700-800 МВт электроэнергии. Внутренние мощности «в строю» составляли не более 200 МВт. А потому в реальных условиях сразу же на территории Крыма был введён режим чрезвычайной ситуации и началась подготовка работы в аварийном режиме.
Чтобы запустить мобильные дизельные генераторы «Сочинки» (13 штук по 22,5 МВт. Итого 292,5 МВт) много времени не надо, тем не менее диспетчерам необходимо время, чтобы составить графики нагрузок и разработать схемы оперативных переключений исходя из существующих потребностей и возможностей.
К утру, все они были составлены и генераторы дали свой ток в энергосистему Крыма. Второй оперативный резерв, это дизель-генераторы малой мощности, которыми оснащены жизненно-важные объекты полуострова: больницы, воинские части, узлы связи и т.д.
Суммарно на полуострове таких мощностей на 300 МВт. Тем Не Менее их невозможно использовать как часть объединенной энергосистемы. Это автономные источники питания, какие могут работать только сами по себе. Отсюда вывод: они не могут работать все одновременно и на полную мощность. Тем не менее, переведя часть объектов на питание от данных источников, можно сэкономить полуострову до 100 МВт очень необходимой ему именно сегодня электроэнергии. Это займет гораздо больше времени, тем не менее думаю, до сегодняшнего вечера все, что можно перевести на данную схему подключения будет переведено.
Стоит отметить, что энергетики Крыма в целом справились с ситуацией довольно успешно. Все, что было в их силах они сделали.
Ближайшая перспектива
Итого имеем порядка 600 МВт внутренних мощностей, при 800 МВт, а в пиках и более, потребностей. Веерных отключений не избежать. Тем Не Менее это уже плановые отключения, а не схлопывание всей энергосистемы. С этим можно жить.
Достаточно сказать, что Севастополь ещё утром имел лимиты всего на 65 МВт. Ялта полностью была без света и т.д.
Данную ситуацию мог бы спасти энергомост из Краснодарского края будь он достроен. Первая его очередь в 300 МВт должна заработать до нового года.
В сети читаю такие вопросы: «Почему так долго строят энергомост?» Что им ответить. Разве то, что планирование энергомоста началось в 2014 году и не могло раньше, по понятным причинам? Так они это знают. Что сооружение было начато в начале 2015 и никак не могло быть сделано раньше? Так это очевидно. В рамках его сооружения был не только брошен кабель по дну Керченского пролива, тем не менее и проведены новые ЛЭП на Кубани и в Крыму. Под новые мощности перепланирована работа внутренних электросетей крымского полуострова. Все это огромный пласт работы, который не виден, тем не менее без которого ничего не сможет работать. Кабель по дну пролива, это даже не 10% всех работ.
Итак, после ввода в строй первой части энергомоста (обещают к середине декабря 2015 года) Крым не избавится от возможных веерных отключений, тем не менее сможет вздохнуть намного свободнее.
Зимой энергопотребление может скакнуть до 1,2 ГВт, чего внутренними ресурсами в текущем году перекрыть невозможно.
Далекая перспектива
Все будет гораздо проще, после введения в строй второй части энергомоста в конце 2016 года, а окончательно проблема энергоснабжения полуострова будет закрыта только в конце 2017 года, когда будут сооружены два мощных блока ТЭС (один в Севастополе, второй в Симферополе) мощностью по 235 МВт каждый (срок сдачи сентябрь 2017 года). К этому моменту в строй будет полностью введены и все три очереди энергомоста (суммарно до 900 МВт). По итогу Крым получит только стабильных источников энергии мощностью 1,6 ГВт:
Мощности ТЭС (старые и новые) – до 700 МВт
Энергомост – до 900 МВт (в пиках и выше)
Этого хватит и на текущие потребности и на развитие региона.
Правовые моменты
В чем щекотливость нынешней ситуации. Формально Москва не может выдвинуть претензий Киеву. Правоохранители Украины завели уголовное дело по факту взрыва опоры. Ну и что, что никого не поймали. Так ведь ищут же. Более того, обещают восстановить поставки, как только, так и сразу.
Пока объявлен срок двое суток, а там видно будет.
Нарушений договора как бы нет. Более того аппелировать к Энергетической хартии Европы бессмысленно. Формально, это внутренние разборки внутри Украины, да и работы-то ведутся. А вестись они могут очень долго.
Киев откровенно нарывается на эскалацию конфликта, подсказывая Столице России, как надо поступать дальше. Если Москва примет данную игру, то киевский режим легко спрыгнет со своих текущих проблем: голосование за изменение Конституции о статусе Донбасса, объяснение гражданам, почему они со вступлением в силу экономической части евроассоциации стали жить ещё хуже и много других более мелких проблем. Параллельно остановка поставок электроэнергии в Крым может стать козырем на переговорах по улаживанию «долговых» проблем Украины.
Кредит в три миллиарда долларов подвис в воздухе. Предложение Москвы гарантировать его США или иным серьезным партнером, пока не вызвало энтузиазма, а задачу решать надо. Дефолт уже стучится в двери.
Что будет дальше
Очевидно, переговоры «под сукном» уже идут. Производятся расчеты и последствия. Злой умысел Киева настолько очевиден, что нет смысла рассчитывать, что все очень быстро «рассосется». Даже, если через два для поставки будут возобновлены, жить на вулкане не желает никто. Также очевидно, что конфронтация Киев не пугает и даже очень желательна. Тут необходимо какое-то очень нетривиальное решение, которое в один момент смешает карты шулера.
http://fapnews.ru