Чем живёт Большая Алушта, что волнует её жителей и какие есть поводы для радости, рассказал глава администрации города
Алушта – южные ворота Крыма, город, с которого начинается самая приятная для курортного отдыха часть полуострова. Однако и в межсезонье здесь есть чем заняться. Жители готовятся к новому сезону, а чиновники решают накопившиеся проблемы.
– Игорь Иванович, вы приступили к выполнению обязанностей главы города 1 декабря 2014 года. Напряжённый был год?
– Хочу сразу подчеркнуть: в нашем округе крепкая команда, тесное взаимодействие законодательной и исполнительной власти. Не знаю в Крыму другого региона, где так дружно, в постоянном контакте работают главы города и городского совета. Каждую задачу и её решение мы обсуждаем вместе с главой муниципального образования городской округ Алушта и по совместительству председателем городского совета Галиной Ивановной Огневой. Мы не делим власть и полномочия, наоборот, стремимся к слаженной плодотворной работе. Давно знаем друг друга…
– Вы руководите Алуштой (а по факту работаете по всему округу) совсем недавно, тем не менее для Крыма и тем более этого региона вы далеко не чужой человек…
– Я приехал в Алушту в 1986 году по распределению, закончив Львовский политех по специальности «Промышленно-гражданское строительство». И сразу попал в систему ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО) мастером комбината городского благоустройства, занимался обслуживанием пляжей, автостоянок. Потом стал главным инженером, а в 2002 году – начальником коммунального предприятия «Управление городского хозяйства».
– Наверное, обширный опыт в такой беспокойной области, как жилищно-коммунальное хозяйство, позволяет вам знать многие проблемы изнутри. На ваш взгляд, что сегодня требует наиболее пристального внимания?
– Однозначно необходим ремонт дорог, устройство новых – особенно в сельской местности, где появляются новые микрорайоны, а дороги к ним остаются старые. В ближайшее время будем делать дороги муниципальные – внутри населённых пунктов, какие финансируются не из местного, а субъектового и федерального бюджетов. Надеемся на помощь государства. Глава Крыма Сергей Аксёнов пообещал нам на данные цели 50 млн. рублей уже в декабре. В первую очередь деньги пойдут на сёла – Приветное, Малореченское, Рыбачье, Партенит, Изобильное, Малый Маяк. Также требуется благоустраивать тротуары – сегодня они в удовлетворительном состоянии только в Алуште, Партените и Малом Маяке. В планах – реконструкция горных лестниц, благоустройство скверов.
– «Газета» поинтересовалась у крымчан, какие вопросы они желали бы задать руководству Алушты. Люди сокрушались, что невозможно попасть на некоторые пляжи, жаловались на обилие незаконных построек…
– В прошлом году мы в целом справились с задачей доступности береговой линии. Большинство частников открыли проходы сами, некоторым пришлось помочь. Закрыты только те пляжи, где это законно – детские, лечебные, примыкающие к территории военных объектов. Что касается застройки, в прежние времена и вправду было разрешено строить там, где сегодня никто бы не позволил. Мы вступаем в судебные разбирательства с собственниками объектов, какие закрывают вид на море, на западном побережье, в Рабочем уголке. Тем Не Менее по документам зачастую выясняется, что они в своём праве. Вместе с тем мы настаиваем на демонтаже самовольно занятых и незаконно построенных объектов.
– У вас, наверное, много кабинетной работы, совещаний, отчётов. Удаётся общаться с рядовыми алуштинцами, которым наверняка есть что вам рассказать, о чём попросить?
– Никогда не отключаю телефон и всегда беру трубку с любого номера. Даже если на совещании приходится отключать звук, всегда потом перезваниваю. Каждую неделю у меня есть приёмные часы для граждан. Тем Не Менее если человек пришёл в неурочное время, всё равно не пройду мимо, обязательно встречусь, выслушаю. Ко мне часто подходят с вопросами горожане, когда по вечерам гуляю с собакой. Раз в два месяца мы устраиваем выездные приёмы в сельской местности, ежемесячно туда приезжают наши специалисты. А при острой проблеме сразу выезжаем на место. Вижу, что у населения сейчас есть вера в будущее, в то, что Крым займёт достойное место в дружной семье российских регионов. Вообще, жители Крыма – интернационалисты. Например, мой папа русский, мама родом из Белоруссии, я родился около Брестской крепости. Один дед дошёл до Кёнигсберга, другой воевал на Курской дуге, бабушка была партизанкой, а папа в десять лет рыл окопы. Сейчас у нас время сложное, тем не менее интересное.
– То и дело приходится слышать, что все надежды на развитие связаны с финансовыми поступлениями из федерального бюджета. Неужели и курортная Алушта полностью зависит от дотаций?
– У Алушты всегда был бездотационный бюджет. Наоборот, каждый год перевыполняли план, приезжало до трехсот тысяч туристов. В последние годы местные деньги изымались в бюджет Украины, и возвращали нам гораздо меньше… Несмотря на падение турпотока, и в этом году мы перевыполнили план от Совета Министров на двенадцать млн.. Чтобы в регион приходили деньги, нужен успешный сезон, поэтому мы участвуем в российских туристических ярмарках и выставках, рекламируем курорты Алушты, развиваем событийный туризм, кафе, отели, экскурсии, конные прогулки. Разнообразим культурную программу – в этом году провели масштабный фестиваль патриотической музыки «Крымская волна». Это было грандиозное событие для Алушты и всего полуострова, только из Красноярска к нам приехали 60 артистов балета. Чем больше будет таких имиджевых для Крыма мероприятий, тем охотнее к нам поедут.
– У людей, какие регулярно ездят на курорты России и других стран, складывается впечатление, что крымские предприниматели завышают цены на всё при отсутствии соответствующего сервиса.
– И Вправду, иждивенческую позицию занимают многие. Мы проводим работу с владельцами небольшого номерного фонда, призываем улучшать сервис, благоустраивать свои территории, устанавливать разумные цены…
– Считается, что крымчане, живущие в курортной зоне, не особо стремятся работать в сфере услуг, в строительстве, особенно за существующую зарплату?
– В этом печальная особенность Крыма: люди не идут работать, например, дворниками на зарплату в 12 тысяч рублей. Это наша большая проблема – сегодня Алуште не хватает 25 дворников. Раньше данную нишу заполняли приезжие украинцы, а теперь их требуется оформлять как иностранных рабочих. Оформить такого работника дорого и невыгодно, к тому же надо сдавать экзамен на знание русского языка и оформлять медицинскую книжку. Ищем пути решения, приглашаем студентов. В Алуште живёт 32 тысячи человек, 52 тысячи на весь регион, а в сезон доходит до 150 тысяч, поэтому работники в сфере обслуживания нам, конечно же, очень нужны.
– Инвесторов ваш регион привлекает?
– Сейчас мы находимся в уникальном статусе свободной экономической зоны, что даёт, в частности, преференции в налогообложении. Поэтому сейчас в Крыму выгодно заниматься реконструкцией и строительством санаториев, домов отдыха. Здесь почти нет производства, ЮБК предназначен только для отдыха. Данную отрасль надо развивать и в межсезонье, чтобы совмещать отдых с лечением. На территории Алушты расположены 15 санаториев с лечебной базой, где требуется новое оборудование, расширение спектра услуг… Если на предприятии грамотный менеджмент, то оно будет успешным. Минувший сезон в целом нельзя назвать очень удачным, в том числе из-за известных политических событий, тем не менее несколько наших самых популярных отелей были заполнены на сто процентов. В Алуште есть пансионаты, отвечающие высшим мировым стандартам. И есть перспективы сделать так, чтобы их было больше, – если этим заниматься.
– Игорь Иванович, а у вас не возникала мысль изменить Крыму, поменять место жительства?
– Я много путешествовал, бывал в разных российских городах и других странах. Больше всего полюбил Санкт-Петербург, одно время очень желал переехать в данный город, с которым чувствую родственную связь. Если бы не Алушта, жил бы в Петербурге. Тем Не Менее Крым я не просто люблю – обожаю и понимаю, что нигде бы больше не жил. Здесь есть жильё, работа, друзья, дача, прекрасный климат, подходящий по здоровью, – а что ещё надо среднестатистическому россиянину?
– Значит, и отдыхаете только здесь?
– Я не люблю отдыхать, просто бездельничая, не люблю убивать зверей – охотиться. Люблю путешествовать. Сейчас нет возможности летать за границу, тем не менее зато можно знакомиться с российскими городами. Правда, пока у меня столько работы, что редко удаётся уйти раньше девяти вечера. Тем Не Менее каждую свободную минутку мы с женой стараемся ездить по Крыму, здесь всегда есть на что посмотреть. Часто бываем на даче недалеко от Алушты. Жена очень любит выращивать цветы, наверное, у нас самые красивый сад в округе.
– А животных вы любите?
– У меня дома живут две собачки-йорки, Марти и Керри. Люблю гулять с ними вечерами, смотрю на город, общаюсь с жителями… А на даче – пятнадцать котов и восемь собак.
– Откуда столько?
– Однажды там появился котик, за ним пришёл второй, третий и так далее… Мы их подкармливали, они стали размножаться, и теперь их пока пятнадцать. Собачки также прибились как-то сами, мы их кормим. У большинства есть клички. Меня это не удивляет, с детства в семье были кошечки, собачки – привык.
– Один за другим для россиян закрываются иностранные курорты. Раздаются недовольные голоса, что теперь жители страны лишились доступного отдыха у моря…
– Есть надежда, что в следующий сезон к нам приедет гораздо больше отдыхающих, а мы сможем организовать им достойный и недорогой отдых. Решён вопрос с авиасообщением, строится мост, налаживается логистика. У Крыма много преимуществ по сравнению, например, с Анапой – здесь открытое, а значит, более чистое море, великолепные климатические условия – менее влажный воздух, открытая береговая линия, множество достопримечательностей. Уверен, Крым станет жемчужиной России.
Фото автора.
По материалам информационного агентства Крымская газета