Директор крымского сафари-парка о борьбе за зверей с властями полуострова
Директор и создатель крымского парка львов «Тайган» и ялтинского зоопарка «Сказка» Олег Зубков объявил о закрытии своих учреждений в знак протеста против действий крымских властей. Этому предшествовал конфликт предпринимателя с прокурором и властями республики. Во время отключения на полуострове электроэнергии в «Сказке» умерли два редких белых тигренка, а в ночь на 11 декабря умер и третий. Это случилось, утверждает Зубков, из-за того, что крымские чиновники изъяли у него электрогенератор. Власти же возлагают ответственность за гибель животных на владельца зоопарка. В беседе с «Лентой.ру» директор единственного в Европе сафари-парка рассказал, что толкнуло его на отчаянную борьбу и чего добиваются от него власти Крыма, сообщает издание «Крым Медиа».
«Лента.ру»: Прокурор Крыма Поклонская называет вас неадекватным, глава региона Аксенов — шантажистом. Чем вы им не угодили?
Олег Зубков: Тем, что я потребовал отставки прокурора. Меня обвиняют в отравлении белых тигрят и краже государственного генератора. Причем объявляют виновным ещё до вынесения приговора, требуют возбудить новые уголовные дела, провести десятки проверок всех наших объектов. У них цель — выставить меня негодяем и преступником. Мы сами закрыли парки, в знак протеста против лжи и самоуправства. Как и раньше, мы будем заботиться о животных, но теперь будем терпеть убытки, хотя на новогодние каникулы в Крым приедет много гостей. Но у нас нет другого способа добиться, чтобы нас услышали.
С чего же власти так на вас ополчились? Чиновники настолько сильно любят животных?
Дело в амбициях, а также в связях вице-премьера Николая Янаки. У него в распоряжении театр морских животных «Акватория». Впрочем, в последние годы посетителей там немного. У владельцев аналогичных бизнесов дела также идут неважно, но уже по другим причинам. Сначала заблокировали работу дельфинария депутата Одесского городского совета Андрея Кисловского. Уже третий сезон он не может открыться, потому что на предприятие нагоняют проверки различных служб. При этом дельфинов не дают вывезти, они там мучаются в ваннах. А в августе 2014 года объектом пристального внимания стал мой зоопарк «Сказка» в Ялте.
Почему вы думаете, что Янаки как-то причастен к этому?
Сотрудники крымских министерств тогда мне сообщали, что он живо интересовался «Сказкой» и запрашивал информацию о проблемных местах на моих объектах. Теперь нам вывесили миллионный штраф за установку на бесхозной заброшенной земле билборда «Парк львов Тайган». Мне деваться некуда, я предприниматель и не могу в таких условиях продолжать работу. С понедельника к нам направлены сразу десятки проверяющих служб, задача которых, судя по всему, уничтожить мои парки и выставить меня при этом злодеем. Причем все это делается показательно, чтобы в Столице России увидели, что я — зарвавшийся нарушитель закона.
Но в зоопарке умерли редкие тигрята. Разве это не повод для проверки?
У этих тигрят врожденная внутренняя патология. Именно поэтому от них при рождении отказалась мать, хотя эта тигрица нормально выкармливала предыдущих детенышей. Из-за того, что животные очень редкие, есть проблемы с близкородственным скрещиванием. Проблема в том, что самый сложный промежуток времени пришелся на блэкаут, мы не могли обеспечить им необходимый уход — подогрев полов, инфракрасные обогреватели. Поэтому их заболевание перешло в активную фазу. Сегодня умер третий тигренок. У него были приступы эпилепсии, он отказывался от еды. Безусловно, я его не отдам местным ветеринарам. Экспертизой должны заниматься российские ветеринарные учреждения, какие не подчиняются крымским властям.
Если бы не блэкаут, у тигрят был бы шанс?
Думаю, да. Два месяца тигрята ели одну и ту же смесь, содержались в стерильной чистоте. Поверьте, мы хорошо разбираемся в тигрятах и в том, как за ними ухаживать. За двадцать лет мы создали самый большой парк хищников в Европе. Я называю его коллекцией: у нас 45 тигров, 70 львов и много других животных. У нас огромный опыт по выращиванию тигрят, и нас не надо чему-то учить и тем более обвинять в некомпетентности. Так они пытаются оправдать свое бездействие. Мы бились один на один с холодом: 250 обезьян, морской аквариум — все на двух китайских генераторах по семь киловатт. Они покрывали десятую часть наших потребностей, да и то вскоре сломались...
И тогда вы украли государственный генератор? По крайней мере, помимо смерти тигрят вас ещё и в этом обвиняют.
Ну, бред какой-то. После того как 1 декабря умер второй генератор, на ситуацию в зоопарках обратили внимание федеральные телеканалы. Видя, что происходит, губернаторы стали просить крымские власти оказать помощь. До этого момента они и внимания на нас никакого не обращали, потому что мы — не их собственность. 1 декабря в «Тайган» привезли резервный генератор, установили его в присутствии заместителя министра МЧС Александра Чуприяна. Я был очень им благодарен — они спасли животных. Но большим и неприятным сюрпризом стали для меня последовавшие за этим заявления Аксенова о том, что я должен сам заботиться о своих животных в условиях ЧС. А в прокуратуре поспешили обвинить меня в краже госимущества. Для меня это стало ударом в спину, таким же, как сбитый Эрдоганом самолет для России. Когда через несколько дней приехали забирать генератор — я отказывался в это верить.
Получается, если звери не из государственного зоопарка, то их вроде и не жалко?
А им вообще ничего не жалко, когда на кону личные амбиции. Как на сходке — решают, кого надо «загасить». Все по понятиям. Я хочу, чтобы оценку их действиям дала генеральная прокуратура России. Пусть докажут, что в рамках закона меня обвиняют в убийстве тигрят, какие, к слову, имеют огромную коммерческую стоимость и ценность для моего парка. Они ничего не стесняются, когда заявляют в СМИ, что на меня надо повесить кражу госимущества. Они как гиены накинулись на зоопарк и всю свою спесь на нас выплескивают. Но одно дело предприниматель, который зубами защищает свой бизнес, и другое дело — госслужащий, статус которого не допускает уловок и полуправды.
С ваших слов все это больше похоже на какую-то личную неприязнь.
Конечно, в первую очередь это их личное. Просто потому, что моя фамилия Зубков, а эта фамилия раздражает новую крымскую власть. Я, крестьянский сын, решил баллотироваться на выборах в депутаты Госсовета Крыма, наивно полагая, что мои способности могут послужить крымчанам. Оттуда все и началось, этого мне и не могут простить. Они амбициозны — считают себя большими революционерами, и они же иконы — о них либо хорошо, либо никак. А тут я со своей критикой — указываю им на их ошибки и злоупотребления.
Ну не за критику же вас в суд потащили?
Ну, значит, за тигрят. Судить меня будут 11 декабря, и я сомневаюсь, что в таких условиях судье получится пойти против прокуратуры. Разумеется, в вышестоящей инстанции это решение будет опротестовано. Я буду бороться. Те, кто сейчас меня обвиняют, никогда не были в моем зоопарке. Чтобы заявлять о том, что условия не соответствуют, надо прийти туда и повторить все то же самое на камеру. Да в моих зоопарках звери живут лучше, чем у них дети в детдомах и приютах. Это какой-то цирк, который разворачивается на глазах у всей страны. Но не я данную ситуацию создал — я просто защищаю то, что у меня есть. За мной 3,5 тысячи животных и птиц, я не спекулирую этим, а просто делаю то, что должен.
Беседовала Анастасия Чеповская