Человеком беспредельной храбрости называют Вячеслава Гайнутдинова его коллеги
Сегодня мы расскажем о крымчанине – Герое Советского Союза Вячеславе Карибуловиче Гайнутдинове. Думаю, что его имя также мало знакомо подавляющему большинству читателей, как и имя героя нашего предыдущего материала – майора Александра Богданова.
Родился Вячеслав 6 ноября 1947 г. в городе Иман, ныне Дальнереченск, Приморского края. Вскоре служебная стезя отца-офицера привела его в Крым. Он закончил здесь школу и продолжил семейную традицию – поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, готовившее пилотов военных вертолётов.
Учился отлично. Увлекался боксом и музыкой. В этих увлечениях отразился характер Вячеслава: смел, решителен и в то же время лиричен и задушевен. На память читал стихи Блока и Мусы Джалиля.
Окончив училище в 1970 г., служил в Северной группе войск, потом – в Краснознамённом Среднеазиатском военном округе. Генерал-полковник авиации П. Белоножко, бывший в то время командующим ВВС округа, так рассказывает об этих годах его жизни: «Этого офицера отличали хорошее знание дела, отменные лётные качества, высокая деловая активность, умение инициативно решать стоящие задачи. Прекрасный был лётчик, человек беспредельной храбрости. А как летал! Исключительно тонко чувствовал вертолёт. Обладал поистине виртуозной техникой пилотирования и мог научить этому других...».
В декабре 1979 г. в числе первых Вячеслава Гайнутдинова направили для интернациональной помощи народу Афганистана в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа. Лётчик 1-го класса, он выполнял самые сложные задания, совершил 398 боевых вылетов. И это были не просто вылеты: каждый – на грани жизни и смерти.
Например, 30 декабря 1979 г. вертолёт Гайнутдинова, выполнявший разведывательный полёт, попал под автоматный огонь. Насквозь пробит был лонжерон лопасти несущего винта (в дыру запросто можно было просунуть палец), а перебитый трубопровод гидравлики привёл к отказу управления, вынудив идти на посадку. Лётчику удалось продержаться в воздухе ещё 11 минут, дотянув до безопасного места. Это был всего лишь второй боевой вылет экипажа Вячеслава, ставшего вскоре легендарной личностью между лётчиков-афганцев.
Майору Гайнутдинову в Афганистане довелось побывать в реальных условиях на всех аэродромах, облететь всю страну. Не раз он подвергался смертельному риску. Показателен один из эпизодов.
У наших пехотинцев высоко в горах кончались боеприпасы. Гайнутдинов со своим экипажем поднялся в горы. Воздух разреженный, ни единой площадки для приземления. Тонко рассчитав свои действия, Вячеслав правым боковым и передним колёсами коснулся крохотного пятачка, и в таком положении удерживал вертолёт до тех пор, пока не закончилась разгрузка.
30 марта 1980 г. при подобных обстоятельствах майору Гайнутдинову пришлось выручать экипаж другого подбитого Ми 8. Машина капитана Власова выполнила аварийную посадку в Файзабадском ущелье у Бахарака, в самых что ни на есть душманских местах, куда и залетать было небезопасно. Ему удалось подобрать лётчиков сбитого Ми 8, буквально выхватив их из-под огня, и уйти, отбиваясь из пулемётов.
Первую боевую награду он получил за спасение зажатой в кишлаке разведгруппы, сумев взлететь и отыскать её в пыльную бурю.
Экипаж Вячеслава числился «счастливым» – долгое время потерь между его членов не было. Но весной 1980 г. на боевой операции под Бахараком был тяжело ранен борттехник Николай Кошелев: вражеская пуля попала между пластин бронежилета. Его быстро доставили в госпиталь, но врачи оказались бессильны. Разгорячённый Гайнутдинов сел в другой, не его, но уже заправленный и снаряженный вертолёт вместо командира и снова пошёл на Бахарак. Он сполна рассчитался за своего борттехника.
…Через четыре месяца, 17 августа 1980 г., при выполнении боевого задания отважный офицер-вертолётчик погиб. Без отца остались сын Александр и дочь Наталья.
К этому времени Вячеслав Гайнутдинов уже «дорос» до должности заместителя командира 181-го отдельного вертолётного полка, уже был Героем Советского Союза, продолжая совершать боевые вылеты на привычном ему Ми 8. Трагедия случилась даже не в бою – при облёте новой машины. Удар лопастью по хвостовой балке повлёк падение на землю и гибель всего экипажа. Сразу после трагедии пришёл приказ о назначении его командиром вертолётного полка на территории Союза.
Похоронен Вячеслав Гайнутдинов в городе Саки.
Приказом министра обороны СССР майор Гайнутдинов навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи вертолётного полка. Его именем названы поезд Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена и улица в Саках. Перед зданием сакской школы №1, где он учился, установлен бюст Героя.
По материалам информационного агентства Крымская газета