Каким путём должна развиваться Еврейская автономная область в ближайшие годы — такой вопрос стал центральным предметом обсуждения в ходе пресс-конференции депутата Государственной Думы Константина Лазарева.
Встреча с журналистами состоялась в Биробиджане
— 31 марта в правительстве ЕАО состоялась презентация «Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области до 2030 года», разработанная Санкт-Петербургским филиалом Высшей школы экономики. Документ вызвал бурное обсуждение и был отправлена на доработку, — рассказал Константин Лазарев, открывая пресс-конференцию. Он подчеркнул: стратегический план, предложенный экономистами Санкт-Петербурга, при всех его недостатках имеет очень большое значение.
— Считаю, что это важнейший для области концептуальный документ. Нам всем очень важно понимать, что «Стратегия…» предлагает, каковы её перспективы, насколько она реалистична, что можно ожидать от её реализации в данный промежуток времени, — отметил парламентарий. — Такой документ, безусловно, нужен. Здесь интересна мысль, высказанная профессором Минакиром (Павел Минакир — директор Института экономических исследований ДВО РАН, - прим. ред.): только тогда область сделает заметный рывок, когда в основу развития региона будет положена некая идея — сродни общенациональной российской идее, тем не менее отражающая специфику и сущность существования Еврейской автономии как самостоятельного субъекта. Если такая идея будет глубокой, она станет локомотивом развития области — и экономики, и социальной сферы ЕАО. На мой взгляд, это очень интересная мысль.
Далее Константин Александрович остановился на кратком анализе социально-экономической программы, разработанной для ЕАО в Санкт-Петербурге. Первый минус предлагаемой стратегии развития области, по мнению депутата, это её дороговизна.
— Механизм реализации тех идей, какие закладывают авторы документа, предполагает колоссальные затраты, размер которых очень сложно оценить. Экономическое развитие области предполагается через развитие региональной инфраструктуры и создание различных институтов (за счёт привлечения государственных средств). Под инфраструктурой имеются ввиду дороги, транспортные узлы и развязки, трубопроводы, электростанции, объекты энергетики и так далее — очень большой и очень капиталоёмкий комплекс объектов. Построить их самостоятельно региональные власти не в состоянии. Столица России деньги также вряд ли даст. И кредиты под такие проекты не взять. Это раз. А второе — в какой степени вложение в инфраструктуру обеспечит снижение издержек местным производителям? Никто из участников презентации «Стратегии» ответить не смог. А это одно из главнейших условий любого бизнеса — снижение себестоимости производства на фоне острой конкуренции. Сейчас основные пути снижения издержек — снижение зарплаты и переход на повремёнку. Увеличить объёмы производства, что также могло бы снизить себестоимость продукции, невыгодно: у нас здесь низкая численность населения — и в области, и на Дальнем Востоке в целом, — констатировал К. Лазарев.
По его мнению, предлагаемая экономистами Санкт-Петербурга модель вывода Еврейской автономии из кризиса даже в случае форсированного варианта развития событий окажется неэффективной.
— Акцент делается на форсированном варианте развития экономики. Полагаю, это из области фантастики, потому что форсированное развитие возможно при условиях низких процентных ставок по кредитам и привлечения большого объёма заёмных денежных средств. Разговоры о привлечении инвестиций в экономику области продолжаются двадцать лет и не приносят ощутимого результата. Предлагаемый сценарий невероятен, — подчеркнул Константин Лазарев. — Ключевая ставка Центробанка — 11%, ставки по кредитам — 15-20%. При этом средний уровень рентабельности в ЕАО — 7%. Арифметика проста: если инвестор возьмёт на существующих условиях, у него будут убытки. Это как раз и объясняет, почему в Еврейской автономии ничего не происходит. Рассчитывать, что в перспективе ситуация изменится — значит игнорировать те процессы, какие происходят сегодня в экономике.
На этом фоне более разумно, уверен парламентарий, использовать иные механизмы привлечения заёмных средств.
— Бюджетный кодекс предусматривает такую возможность привлечения финансов, как бюджетное инвестирование. Государство в лице правительства Еврейской автономной области вкладывает государственные средства в сохранившиеся предприятия, приобретая часть доли в уставном капитале. Фактически — это беспроцентный займ для предприятия, что это не банковский кредит, и он позволяет развивать производство, снижая его себестоимость. Источником денежных средств мог бы стать рынок ценных бумаг — выпуск облигаций и векселей. Такая практика есть, тем не менее к ней необходимо подходить осторожно, чтобы не оказаться в таком положении, как американский город Детройт — ЕАО уже прилично закредитована. Тем Не Менее если выпускать ценные бумаги под конкретный экономический проект, под который уже запланированы бюджетные инвестиции, это привлечёт инвесторов и повысит спрос на такие ценные бумаги, — прокомментировал Константин Лазарев.
Сегодня подобный механизм инвестирования, по словам депутата, широко используется в работе коммерческих банков: под залог гособлигаций они получают кредитные ресурсы от Центробанка, уплачивая за это минимальный процент.
В целом следует признать, подчеркнул К. Лазарев, что рыночная модель экономики, развиваемая Санкт-Петербургской научной школой во главе с академиком Ясиным и его учениками, для Дальнего Востока не применима, что, давая равные условия участникам рыночных отношений, не способна защитить местных производителей.
— Если мы будем слепо копировать западную модель свободных рыночных отношений, то цены на товары у нас будут очень большие. Если мы что-то производим у себя, в том же Китае это создаётся дешевле. И мы видим, что теряем свой рынок в реальных условиях по всем отраслям. Мы должны, в первую очередь, свой рынок защитить — защитить своих предпринимателей. Это первая из важнейших общегосударственных задач, и её нет в стратегиях Высшей школы экономики, — сказал Константин Лазарев.
Более благоприятные климатические условия, в которых находятся другие государства, включая Китай и страны Скандинавии, дают им известные преимущества по сравнению с российскими производителями. Если политика наших властей не изменится, то в ближайшие 50-100 лет, считает парламентарий, Дальний Восток превратится в регион вахтового освоения, как это происходит в северных провинциях Канады. В этой связи уместен вопрос — почему же в советские годы восточные окраины России были стремительно развивались и давали не только промышленную, тем не менее и сельскохозяйственную продукцию, закрывая немалую часть собственных потребностей в овощах и картофеле? Ответ, видимо, кроется в задачах и методах управления, какие реализовывала советская власть. Главное при этом — защита интересов собственных граждан, а не потворство экономическим амбициям мирового капитализма.
В рамках состоявшей пресс-конференции Константин Лазарев презентовал конкурс идей для разработки альтернативной программы социально-экономического развития ЕАО. Принять участие в конкурсе смогут все желающие — от старшеклассников и студентов до специалистов, имеющих специальное образование, а также рядовые граждане, способные грамотно изложить своё видение перспектив Еврейской автономии. Начинается конкурс в ближайшие дни, а в конце мая будут подведены его тоги. Победителям будут вручены денежные премии.