Первый заместитель Председателя Государственного Совета Республики Крым Константин Бахарев и председатель Общественной палаты РК Григорий Иоффе провели в пресс-центре МИА «Россия сегодня» пресс-конференцию, приуроченную ко второй годовщине со дня принятия Конституции Республики Крым.
Гости рассказали представителям средств массовой информации о сложной борьбе за конституционные полномочия, в то время Автономной Республики Крым, на протяжении всего периода пребывания ее в составе Украины, о том, как в 2014 году, после вступления в состав Российской Федерации, велась разработка текста Основного Закона Крыма, его значении, особенностях и имплементации заложенных в республиканской Конституции норм.
Как отметил К. Бахарев, историческое значение Основного Закона российского Крыма заключается в том, что он полностью реализует волю многонационального народа Крыма, выраженную в ходе республиканского референдума 16 марта 2014 года, закрепив завоевания «Крымской весны» на законодательном уровне.
«В 1954 году, не спросив крымчан, их как мешок картошки передали из состава России в состав Украины. В 1991 году первый на территории СССР референдум воссоздал крымскую автономию, однако дальнейшей реализации народного волеизъявления в части воссоединения Крыма с Российской Федерацией, как это было до 1954 года, не произошло. При этом в формулировке плебисцита не было никакого упоминания об Украине. Именно поэтому референдум 16 марта 2014 года стал первым в новейшей истории случаем, когда крымчане сами определили свою судьбу и свое будущее. И результаты этого волеизъявления необходимо было в кратчайшие сроки имплементировать на законодательном уровне», - пояснил первый вице-спикер, добавив, что именно с принятия Конституции началось формирование законодательства республики и ее интеграция в состав Российского государства.
По словам Григория Иоффе, чтобы провести референдум 16 марта 2014 года, крымские парламентарии воспользовались нормой, заложенной в действовавшей на тот момент Конституции Автономной Республики Крым 1998 года.
«В Конституцию 1998 года случайным образом, просто по европейским нормам, кто-то внес небольшую новеллу, которая предоставляет Крыму право на проведение местного референдума. При том, что не было закона о референдуме, и никто не знал, что такое местный референдум. Очевидно, украинский законодатель думал, что эта норма будет использоваться по мелким вопросам - например, кому отдать пашню или овраг. А она сработала и сейчас является тем поплавком, который позволяет говорить всем нашим недругам: мы все сделали правильно», – подчеркнул глава Общественной палаты.
Участники пресс-конференции также рассказали, что благодаря Конституции крымский парламент получил право законодательной инициативы, которого крымчане долго и безуспешно добивались от официального Киева. Кроме того, как сообщил К. Бахарев, в Крыму на республиканском уровне право законодательной инициативы предоставлено и органам местного самоуправления.
«Местные власти уже активно пользуются этим правом. К примеру, коллеги Кировского районного совета направили в Парламент Республики Крым законодательную инициативу о внесении изменений в субъектовый закон об административных правонарушениях, которую мы сейчас рассматриваем. На мой взгляд, это один из ярких примеров того, что наши конституционные полномочия получили практическую реализацию, и Основной Закон Республики Крым стал реальным инструментом по улучшению жизни крымчан», - заключил первый вице-спикер.
Пресс-служба Государственного Совета
Республики Крым