Последние новости

Реклама

Лидер якутских коммунистов Виктор Губарев поддержал пенсионера Петра Федосова в резонансном судебном деле о цене на протезирование зубов для ветеранов тыла

Беспрецедентное в некотором роде дело было рассмотрено на днях в Конституционном суде РС(Я). Пенсионер Петр Федосов попросил проверить на соответствие Основному закону страны постановление республиканского правительства, которое устанавливает для ветеранов тыла порядок компенсации расходов на протезирование зубов.
Что удивило ветерана

С ходатайством о начале производства по делу в суд обратился народный депутат Виктор Губарев. Именно с ним поделился своим недоумением ветеран тыла Петр Кузьмич Федосов, заплативший за услуги протезистов 39 с лишним тыс. рублей и получивший компенсацию в размере… всего 15 тыс..

Камнем преткновения, или, если говорить точнее, непреодолимым барьером для него оказался пункт 1.3 Постановления Правительства РС(Я) от 15 мая 2013 года № 136 «Об утверждении порядка выплаты денежной компенсации расходов ветеранам тыла по оплате за протезирование зубов по медицинским показаниям», который дословно звучит так: «Компенсационные выплаты ветеранам тыла выплачиваются не чаще, чем 1 раз в 4 года в виде денежной компенсации фактических расходов, тем не менее не выше 15 000 рублей». Пенсионер посчитал это нарушением тех прав, какие ему гарантированы Конституцией.

Представлявший интересы заявителя в суде Егор Анцупов объяснил суть претензий ветерана так:

— Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждый из нас имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно за счёт бюджета, страховых взносов и т.д. В соответствии с федеральным законом « О ветеранах» меры социальной поддержки устанавливаются законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ. При этом в свое время было чётко сказано: при замене натуральных льгот денежными компенсациями субъекты РФ и муниципальные образования должны вводить настолько эффективные правовые компенсации, чтобы сохранить или даже повысить ранее достигнутый уровень соцзащиты граждан с учетом их имущественного положения и т.д. На деле же получается, что человек вынужденно потратил на зубопротезирование немалую сумму, а компенсировали ему мизер...

Кроме того, у пенсионера — и вероятно, не только у него одного -- возникли вполне закономерные вопросы. К примеру, почему компенсация положена всего раз в четыре года? А также исходя из каких критериев была взята её предельная сумма в 15 тысяч? На основании этих достаточно резонных вопросов народный депутат Виктор Губарев и попросил проверить на конституционность уже упомянутый пункт постановления.

На вопрос судьи Конституционного суда Юрия Бацева, как, по его мнению, можно урегулировать данную ситуацию, Егор Анцупов ответил: размер компенсации должен приблизиться к реальным затратам.

— Сейчас установлен потолок, выше которого «прыгнуть» нельзя. Тем Не Менее ведь известно, что обычно в такие расчеты закладывают затраты по минимуму. Считаю, что необходимо приблизиться к реальности, чтобы компенсировалось хотя бы 80% трат. Ведь ветераны не каждый год обращаются за протезированием.

На выяснении этих нюансов и сосредоточили внимание судьи. Председатель Конституционного суда республики Александр Ким-Кимэн, который вел заседание, заметил: учитывая то, какую категорию людей это касается, дело имеет безусловную социальную значимость.

Министр труда и социального развития РС(Я) Александр Дружинин с ним был согласен, тем не менее назвал обращение ветерана по этому поводу «единичным случаем».

— На протяжении нескольких лет Совет ветеранов войны и тыла называет меры социальной поддержки, установленные в республике для этих категорий людей, одними из лучших в стране. Наши ветераны получают то, чего до сих пор нет в других регионах. В этом плане мы входим в первую пятерку России.

Справка

Сегодня в Якутии проживает 188 участников и инвалидов Великой Отечественной войны, 42 блокадника Ленинграда, 1053 вдов погибших и умерших участников войны, а также 8053 ветеранов тыла, из которых около трёх тыс. живет в Якутске.

Он объяснил, почему вообще решили внедрить механизм компенсации за зубопротезирование.

— До 2013 года суммы на данные цели входили в состав единовременных денежных выплат, когда действовал страховой принцип. Если человеку была нужна эта услуга, он её получал, нет – мог отказаться. Тогда проводились тендеры на выполнение таких услуг между стоматологических клиник, формировались бригады стоматологов, какие выезжали в Арктику и дальние улусы, где и занимались протезированием. Но такой механизм оказался несостоятельным: бывало, что протезы делались некачественно, поставщики услуг не успевали охватить всех нуждающихся и т.д. Возникало много нестыковок и жалоб, а очередь не двигалась, -- рассказывал он.

В итоге правительство решило пойти по другому пути. В 2013 году за основу был принят иной механизм предоставления такой социальной услуги ветеранам тыла – по замыслу его авторов, он не должен ограничивать права ветеранов на получение льготы, где бы они ни жили.

— Человек может обратиться в любую стоматологическую клинику, независимо от формы собственности, государственную или частную, — говорил он. — Ему сделают протез, он заплатит, а потом получит компенсацию, что, замечу, не является возмещением расходов.

Однако судей заинтересовало, почему компенсации предложили выплачивать лишь раз в 4 года, и откуда взялась предельная сумма в 15 тыс.. Оказалось, что в ходе подготовки того постановления и расчетов были приняты во внимание рекомендации Минздрава республики, где считают: протезы служат намного дольше четырех лет и чаще их менять просто нецелесообразно. «К тому же необходимо иметь в виду ещё и объём финансирования, чтобы хватило на всех желающих», — объяснял министр.

— В итоге в 2015 году услугой зубопротезирования воспользовались 366 ветеранов тыла, в 2016 её получат более 300 человек. Жалоб нет, очереди также нет. Могу сказать, что рассматриваемый сегодня в суде случай — единственный в своем роде, — сообщил министр.

В Минтруде обещают: «Будем думать!»

Однако даже единственный случай – хороший повод лишний раз внимательно проанализировать ситуацию, о чем и напомнили представителям Минтруда. Например, на предмет давно изменившихся с момента принятия постановления цен.

Судья Егор Винокуров задал министру по этому поводу конкретный вопрос:

— Предельная сумма компенсации в 15 тыс. была утверждена ещё в 2013 году. За это время вырос доллар, подскочили цены. Не стоит ли пересмотреть данную цифру?

В министерстве данный вариант не отвергают. И в качестве одного из выходов министр назвал возможную индексацию. Хотя честно признал: ожидать её введения в 2016 году не стоит, так объёмы финансирования уже утверждены. «Эту задачу можно будет обсудить только в конце года с прицелом на 2017 год», -- сказал он.

Вопрос, поднятый ветераном тыла и поддержанный депутатом, безусловно, имеет общественный резонанс, потому что касается не одного человека. Надо думать, в той же ситуации уже оказывались десятки таких же, как он, тем не менее не у каждого хватает времени, желания – да и сил! – ходить по инстанциям и отстаивать свои права. Поэтому можно не сомневаться: за исходом этого дела будут следить сотни якутян.

Вот, вероятно, ещё почему председатель Конституционного суда предложил представителям соцзащиты взглянуть на ситуацию с другой стороны: стоит ли вообще экономить на ветеранах, если с каждым годом тех, кто делал для страны в свое время возможное и невозможное, становится все меньше?

— Не подумать ли об адресной помощи им? И может надо все-таки говорить не о компенсации, а о возмещении расходов? – предложил он.

Оказалось, что и данный вариант в Минтруде также не отметают, хотя относятся к ней осторожно.

— Да, данные люди уходят: если в прошлом году в Якутии было 256 участников Великой Отечественной войны, то в этом — 188. Ветеранов тыла в 2016 году было свыше 10 тыс., нынче — чуть более 8 тыс.. Согласен, что с учетом этого мы должны максимально обеспечить их мерами социальной поддержки. По поручению главы республики сейчас готовим план мероприятий к 75-летнему юбилею Великой Победы, где постараемся по максимуму расширить перечень таких мер. Что касается замены компенсации возмещением, думаю, это стоило бы сделать, тем не менее сначала надо все просчитать. А вот ввести индексацию вполне реально.

В ожидании вердикта

Окончательный вердикт Конституционного суда республики будет вынесен 25 мая. Впрочем, как заметил в интервью газете «Ил Тумэн» Егор Анцупов, он уже сейчас вполне удовлетворен ходом слушаний. «Мы услышали главное – размер компенсаций должен быть пересмотрен. Это важно потому, что касается не только нашего заявителя, тем не менее и многих других людей», — сказал он.

Определенную надежду тем, кто так же, как и Петр Федосов оказался в подобной ситуации, надо полагать, дают и слова председателя суда Александра Ким-Кимэна, адресованные представителям Минтруда:

— Органы государственной власти при принятии решений должны думать о полноценной реализации своих полномочий и удовлетворении потребности людней, особенно, если они связаны с их здоровьем. Речь о категории людей, которых остается все меньше. Значит, надо постараться делать все возможное для них. Тем более, что и наше государство является социально-ориентированным, и Якутия относится к числу субъектов с передовой системой соцподдержки населения. Надеемся, что в Министерстве труда и соцразвития проанализируют ситуацию и решат, что здесь можно сделать.

Елена ВОРОБЬЕВА

Парламентская газета «Ил Тумэн»

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля