Один из самых популярных курортных поселков Крыма – Гаспру может завалить мусором. Причем, в буквальном смысле. Над поселком расположен полигон, куда свозили ТБО со всей Ялты. Сейчас он закрыт, мусор возят на Тургеневский полигон в Белогорский район, тем не менее гаспринская свалка может в любой момент рухнуть на поселок, сообщает издание РИА «Новый День».
О том, что происходит на крупнейшей свалке Ялты NDNews попросил рассказать президента Крымской академии наук, эколога Виктора Тарасенко.
Виктор Тарасенко: Там работают специалисты из Москвы, занимаются технической рекультивацией. Они заваливают тело свалки строительными отходами, чтобы закрепить её. Тем Не Менее дело в том, что она находится в таком предельном состоянии, что данные дополнительные 30 тыс. кубов (а возможно, будет и больше), какие сейчас насыпаются, дают дополнительную нагрузку.
«Новый День»: То есть, может стать ещё хуже?
Виктор Тарасенко: Мы с зимы прослеживаем динамику, видим, что ситуация очень-очень напряженная. Поэтому экологи забили в колокола, обратились в главе Крыма Сергею Аксенову. Он пригласил специалистов, провели техническое совещание, все подтвердили, что надо разобраться более детально. Ведь свалка расположена на оползне, в каком состоянии тело этого оползня? Может, надо не нагружать, а наоборот, разгрузить, уменьшить нагрузку на оползень, усилить подпорные стенки.
«Новый День»: Это вы говорите о твердых фракциях мусора. А фильтрат?
Виктор Тарасенко: С фильтратом также полная неразбериха. Эта огромная масса уходит куда-то на глубину, идёт в сторону посёлка, в сторону моря. Хорошо, что в последнее время не было землетрясений, сильных толчков. Толчок 5-6 баллов плюс обильные ливни сделают условия для того, что данный оползень может соскользнуть, как это произошло недавно во Львовской области, где погибли люди.
«Новый День»: Во Львове также оползень?
Виктор Тарасенко: Там во время тушения пожара произошёл обвал мусора, поползло само тело свалки, его верхняя часть. А в Гаспре может поползти вся свалка, вместе с основанием, на котором она находится.
«Новый День»: А сколько там сейчас скопилось отходов?
Виктор Тарасенко: 8-9 млн кубометров. Это очень много!
«Новый День»: И куда они могут сползти?
Виктор Тарасенко: Там до трассы Ялта – Севастополь около 150 м, и ещё 150 м до первых домов посёлка. И в целом полтора километра до моря. В Китае (в декабре 2015 – прим. NDNews) сложилась похожая ситуация: пошли дожди, сошел оползень, погибли люди. Мы, конечно, не желаем «каркать», тем не менее надо разобраться, чтобы успокоиться или оценить уровень угрозы. И сказать: давайте немедленно не нагружать, а разгружать! Или вынести нагрузку на фланги, каким-то образом закрепить фронтальную зону. Может, надо что-то делать с фильтратом, отвести его, сделать дренаж. Ведь фильтрат может послужить смазкой, по которой все сползет. Надо, хорошо разобравшись, продумать мероприятия.
«Новый День»: Это единственная такая опасная свалка в Крыму?
Виктор Тарасенко: Ненамного лучше дело обстоит в Алуште. В Дарсане, в центре Ялты, то же самое! Мы обращали на неё внимание: что же вы делаете? Вывозите в Тургенево на полигон!