| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | Фёдор
Михайлович Достоевский - знаковая
личность для русской культуры XIX
века. Он до сих пор является одним из
самых читаемых русских писателей в
мире, его книги стали одним из символов
России.
Личность и убеждения Федора
Михайловича очень сложны, многогранны,
подчас противоречивы. О его творчестве
велись, и будут вестись бурные дискуссии.
Его самого и его книги можно любить,
можно не любить, однако пройти мимо никак
нельзя. Это такая величина, которую
нельзя не заметить. Однако, 195-летие со
дня рождения классика проходит очень
тихо, незаметно. В одном из книжных
магазинов к юбилею подготовили стенд
с книгами писателя. Интернет-магазин
ввёл скидки на художественную литературу
в честь юбилея. Однако это коммерция, это
рекламные ходы, цель которых – увеличить
продаваемость книжной продукции. На
государственном уровне – тишина. Мало
того, прозвучали голоса высокопоставленных
чиновников о том, что пора изъять книги
Достоевского из школьной программы –
дескать, сложноваты они для понимания…
Однако в этом ли дело? Думается, не в этом.
Отношение
высших слоев нынешнего российского
общества к Достоевскому чётко выразил
Анатолий Чубайс: «Вы
знаете, я перечитывал Достоевского в
последние три месяца. И я испытываю
почти физическую ненависть к этому
человеку. Он, безусловно, гений, однако его
представление о русских как об избранном,
святом народе, его культ страдания и
тот ложный выбор, который он предлагает,
вызывают у меня желание разорвать его
на куски».
Это говорит человек, приложивший немало
усилий к уничтожению отечественной
промышленности, разгрому уникальной
единой энергетической системы, обнищанию
десятков миллионов бывших советских
людей и формированию класса «новых
русских буржуа».
Думается, ответом на
такой выпад одного из «отцов русского
капитализма» будут слова самого классика,
вложенные в уста князя Е. Радомского из
романа «Идиот»: «русский
либерализм не есть нападение на
существующие порядки вещей, а есть
нападение на саму сущность наших вещей,
на самые вещи, а не на один только порядок,
не на русские порядки, а на самую Россию.
Мой либерал дошел до того, что отрицает
саму Россию, то есть ненавидит и бьет
свою мать».
Как тут не вспомнить слова Чубайса о
том, что цель приватизации – не создание
эффективной экономики, а ликвидация
«красной заразы» и создание условий, в
которых возврат к социализму будет
невозможным. Уничтожая фундамент
мощнейшей советской экономики, обрекая
на безработицу, нищету и страдания
десятки миллионов человек, Чубайс и его
подельники как раз-таки нападали на
саму Россию. И Достоевский с его системой
ценностей, с его любовью к России, к
униженным и оскорбленным «маленьким
людям» находится по другу сторону
баррикад.
Между
Чубайсом и «демократами» 90-х с одной
стороны и нынешней «единороссовской»
элитой с другой нет принципиальной
разницы. Разная фразеология, разные
приемы «агитации и пропаганды», однако
социально-экономическая политика
одинаковая. Обогащение олигархии и
бюрократии за счёт обнищания миллионов
людей труда - вот основной её лейтмотив.
Всё остальное детали. Эта система
ценностей «не переваривает» Достоевского
априори. Ведь его творчество антибуржуазно
по своей сути, как и вся русская классика.
Язык нынешних «хозяев жизни» и русский
язык Достоевского – это разные языки.
«Электорат», «инвестиции», «возраст
дожития», «оптимизация», «рентабельность»
- данные слова раздаются с высоких трибун
сегодня. А Достоевский говорит о другом
- о милосердии, сострадании, справедливости,
нравственности, совести. Разумеется,
Достоевский сложен для восприятия! При
такой пропасти в сознании и социальной
иерархии его не только трудно, однако и
невозможно понять тем, кто определяет
социально-экономическую политику
сегодня. Однако это не значит, что его не
поймут школьники. Поймут. Власть боится
того, что поймут «неправильно». И вместо
занятий по «управлению собственностью
в сфере ЖКХ», какие наиболее ретивые
«единороссы» хотят ввести в учебные
курсы средних школ, дети будут думать
совсем о другом. На языке Достоевского.
А это – угроза нынешнему порядку вещей.
В
перестроечные и пореформенные годы
Достоевского пытались использовать
для борьбы с советским наследием.
Дескать, «слезинка ребенка» обернулась
для России ужасами гражданской войны
и политическими репрессиями. Любили
говорить, что Ленин органически не
переносил Достоевского, а Достоевский
ненавидел социализм и коммунизм. Однако вот
ведь незадача – в СССР Достоевского
издавали такими тиражами и в таком виде,
какие для царской России был просто
сказочным. По информации
на ноябрь 1981 года, Достоевского издавали
в СССР 428 раз. Собрания его сочинений -
55 раз общим тиражом 6 миллионов 468 тыс.
экземпляров. Суммарный тираж его изданий
равнялся 34, 5 миллионов книг. Трудно было
найти личную библиотеку советского
человека, в которой не было бы книг
Достоевского. Мало того, полное
академическое собрание сочинений в 30
томах содержало в себе публицистические
произведения писателя, письма, черновики,
в которых проводилась жесткая критика
коммунистических взглядов. Однако его тираж
составлял более 200.000 экземпляров! Кто
сейчас имеет такие тиражи?
100-летний
юбилей Достоевского широко отмечали в
1921 году в Москве и Петрограде. В 1918 году,
в Москве на Цветном бульваре установили
памятник работы знаменитого С.Д. Меркурова
(кстати, члена РКП (б)). В 1922 году 1-й
Мариинский переулок переименовали в
часть Достоевского. В советское время
спектакли по произведениям Достоевского
ставились в лучших театрах страны и
транслировались по телевидению. Книги
классика изучались в школе. Над творчеством
писателя шла огромная работа целых
творческих коллективов учёных.
Зачем,
казалось бы, коммунистам необходимо было так
заботиться об увековечивании памятника
своего идеологического противнике?
Потому что всё гораздо сложнее идеологии
и политических оценок. Вот что писал об
этом нарком просвещения, большевик А.В.
Луначарский: «Достоевского
нельзя признать просто реакционным
писателем, даже на основании его наиболее
реакционных романов и глав». Взгляд
В.И. Ленина на классика изложил В.Д.
Бонч-Бруевич, который с 1918 г. был
управляющим делами Советского
правительства :
«Не
забывайте, что Достоевский был приговорен
к смертной казни. Над ним был произведен
варварский обряд разжалования, а после
объявлено, что Николай I "помиловал"
его, сослав на каторжные работы... «Записки
из мертвого дома», отмечал Владимир
Ильич, являются непревзойденным
произведением русской и мировой
художественной литературы, так
замечательно отобразившим не только
каторгу, однако и "мертвый дом", в котором
жил русский народ при царях из дома
Романовых… Беспощадно осуждал Владимир
Ильич реакционные тенденции творчества
Достоевского. Вместе с тем Владимир
Ильич не раз говорил, что Достоевский
и вправду гениальный писатель,
рассматривавший больные стороны
современного ему общества, что у него
много противоречий, изломов, однако
одновременно — и живые картины
действительности».
Лидеры
большевиков прекрасно понимали:
Достоевский – настолько крупная
величина, что её необходимо осмысливать. Его
имя немыслимо выкинуть из «песни»
русской культуры. Нынешняя же власть
хочет задвинуть классика на заднюю
полку, поближе к пыли и паутине, в темный
угол. Никак не вяжется наследие
Достоевского с конструируемыми мифами
о «России, которую мы потеряли». В его
прозе нет «хруста французских булок»,
это суровая проза жизни. Впрочем, с
современными идеалами господствующих
слоев общества у Достоевского также мало
общего. Он чужой на этом «празднике
жизни». Вспомним, опять же, слова
Луначарского: «Достоевский,
как вы знаете, четыре года был на каторге.
В сущности же он был почти всю жизнь на
каторге. Почти всю жизнь он ужасающе
нуждался».
Однако тем ближе он и его творчество нам,
простым читателям, занимающим самые
скромные места в социальной иерархии.
Станислав
Сливко,
кандидат
исторических наук,
член
Президиума Хабаровского краевого совета
Всероссийского общества охраны памятников
истории и культуры (ВООПИиК)
По материалам сайта КПРФ |